Стать учителем за год: как можно устроиться в школу без педагогического образования
Новая программа призвана снизить дефицит учителей в школах.С сентября 2024 года на базе Назарбаев Интеллектуальных школ начнут подготовку учителей, которые имеют высшее образование, но не были связаны с педагогикой. В Казахстане так называемый боковой вход в профессию реализуется последние два-три года на базе высших учебных заведений. Чем будет отличаться новый проект, как принять в нём участие, рассказала директор центра педагогического мастерства АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Жанбота Кабдыкаримова.
Содержание и особенности курса. По её словам, есть два важных момента, которые касаются проекта "Боковой вход в профессию". Первое – это образовательные программы для будущих педагогов. Все они разработаны на основе программ повышения квалификации, которые реализуются с 2012 года для учителей страны. Программы прошли международную аккредитацию в Европейском аккредитационном агентстве. Отличительной особенностью образовательных программ для бокового входа в профессию является то, что они поделены минимум на четыре модуля:
- Первый модуль – это эффективная образовательная среда. Будущие учителя знакомятся со школьной культурой, с ценностями учителя, с проблемой благополучия детей, с возрастной психологией.
- Второй модуль – это предметные компетенции, поскольку это специалисты, которые имеют высшее образование, но не имеют знаний по педагогике. Их погружают в тот предмет, который они будут преподавать, знакомят с государственным стандартом, со структурой предмета, системой критериального оценивания.
- Третий модуль – это методика преподавания предмета: как планировать урок, как использовать активные методы обучения, как интересно и содержательно преподнести свой предмет школьникам.
- Четвертый модуль – это различные элективные курсы, которые расширяют знания, умения и навыки будущих педагогов.
"Вторая отличительная особенность в том, что практически с первой недели обучения по вот этой годичной программе будущий учитель сразу заходит в школу. Пять рабочих дней его учёбы поделены таким образом: три дня он обучается в учебной аудитории, два дня он обучается в школе", – отметила Жанбота Кабдыкаримова.
По её словам, с первой недели будущий учитель ведёт дневник наблюдений. Он наблюдает за всеми процессами, которые происходят в школе, за взаимоотношениями между учителями и детьми, между учителями и родителями, посещает различные совещания, педсоветы. Такое наблюдение длится два первых месяца учёбы.
В следующие два месяца будущий учитель заходит в класс, сидит за последней партой и наблюдает, как опытные учителя планируют урок, как они его проводят, как оценивают учеников. Следующие два месяца будущему учителю разрешается вместе со своим наставником, ментором, планировать и проводить уроки. Последние два месяца будущий учитель уже может самостоятельно проводить уроки, но его ментор находится в классе, наблюдает и даёт ему обратную связь для того, чтобы будущий учитель понимал, над чем ему работать и какие стороны в практике преподавания необходимо усилить.
"Таким образом, как вы видите, программа годичная. На протяжении всего года будущий учитель очень глубоко погружается в педагогику. Ну, к примеру, допустим, если человек имеет высшее финансовое образование, допустим, он не может найти работу или не хочет работать по своей специальности, его привлекает работа в школе, он приходит на эти курсы. Проходит очень жёсткий этап отбора", – отметила Жанбота Кабдыкаримова.
Отбор педагогов. Отбор будет состоять из трёх этапов. На первом этапе анализируются документы, пререквизиты, которые были в дипломе, и сопоставляют их с теми кредитами, которые он будет изучать в течение всего года. На следующем шаге кандидат принимает участие в психометрическом тестировании.
"Психометрическое тестирование нам нужно для того, чтобы понимать, как человек умеет работать с числовой, текстовой информацией, как у него развиты коммуникативные навыки, лидерские качества. Это всё выявляет психометрическое тестирование. И третий шаг – это уже собеседование, в процессе которого выявляется, скажем так, мотивация будущего кандидата. Для чего он идёт в школу? Что он хочет нового внести в педагогическую деятельность? Какова его внешняя и внутренняя мотивация?" – пояснила спикер.
После того как кандидат пройдёт все три этапа этого отбора, он допускается к обучению по программе PGCE.
Дискриминирует ли это учителей с дипломом педагога. По мнению Жанботы Кабдыкаримовой, проект позволит снизить дефицит учителей в школах.
"Я думаю, что никакой дискриминации нет. Этот проект необходим сейчас в контексте того, что в крупных городах, в частности в Астане, не хватает учителей. Открывается много школ, и учителя вынуждены работать с большой перегрузкой. В рамках своей школы или одновременно в двух-трёх школах они берут часы, потому что учителей катастрофически не хватает. Не хватает учителей начальных классов, учителей математики, английского языка. На юге и западе страны не хватает учителей русского языка, например. Этот проект в первую очередь направлен на то, чтобы ликвидировать дефицит учителей", – отметила директор центра педагогического мастерства НИШ.
Достаточно ли только курса. Спикер отметила, что будущий педагог, который заканчивает годичную подготовку, не может сразу приступить к работе в школе, пока не сдаст ОЗП (оценка знаний педагога).
"Это единый экзамен на должность, который проводится национальным центром тестирования. Только после того как он пройдёт ОЗП и подтвердит свои профессиональные знания, профессиональные компетенции, он может получить сертификат о допуске к профессии учителя. Точно такой же экзамен сдают все студенты педагогических специальностей, а также те учителя, у которых долго не было практики преподавания", – сообщила Жанбота Кабдыкаримова.