Алматинцы заявили о необходимости пересмотреть положения закона РК о госимуществе. Поводом стали массовые обращения граждан и предпринимателей.

В Алматы сейчас три "горячие точки", где строятся транспортные развязки, а собственники земельных участков, идущих под снос, защищают свои дома от бульдозеров, "как панфиловцы от танков". Одна из них расположена в районе перекрёстка улиц Шемякина и Хмельницкого.

"Это началось ещё в марте 2016 года, сейчас бульдозеры зашли уже на участок, стены дома потрескались, стаканы дребезжат постоянно, это ужас какой-то. Прораб говорит, что мы "должны были уйти отсюда ещё вчера", – говорит жительница Турксибского Района Наталья Целогородцева.

Но уйти домовладельцам с семьями некуда, потому что предлагаемая им компенсация в два раза меньше рыночной стоимости жилья. При этом чиновники из акимата сообщили, что равноценных свободных участков в городе нет. Собственные поиски жильцов показали, что есть, и не один.

По мнению президента Союза защиты предпринимателей и собственников Василия Резвана, в Казахстане написано столько неоднозначных правил касательно прав собственника, что в итоге всё равно приходится возвращаться к Конституции, где чётко сказано, что "отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного его возмещения".

"Но если каждый собственник за снесённые участки равноценно получит, например, 6 соток за 6 соток, не будет никакого интереса земельным чиновникам, придётся жить на зарплату", – иронизирует Резван.

Он отмечает, что именно сам закон РК о государственном имуществе порождает коррупцию. Правозащитники настаивают на том, что весь закон абсолютно не корректен и должен быть проверен на соответствие Конституции.

"Закон о госимуществе был принят в 2011 году, но понадобилось шесть лет, чтобы было издано обобщение Верховного суда о том, что вопрос убытков на практике в судах не применяется. Разница между кадастровой и рыночной ценой – это убытки, и их нужно включать в общую стоимость", – говорит лицензированный оценщик Борис Гузев.

Услуги авторитетного оценщика недвижимости стоят от 100 до 150 тысяч тенге, на один участок уходит минимум неделя работы.

"А некорректные условия конкурса предлагают за эту работу 14 тысяч, однажды было и 7 тысяч. Естественно, в итоге собственник показывает дорогие люстры и ковры, а пришедший вместо оценщика его помощник за эти 14 тысяч берёт кадастровое дело и штампует минимальную стоимость. А ответственности за это сейчас он никакой не несёт. Где нет контроля, там ситуация никогда не изменится", – добавил Василий Резван.

Отсюда, по мнению экспертов, и ситуации, подобные той, что произошла в Астане в 2014 году: акимат предложил пенсионерке за изъятие её участка 2 тенге 80 тиынов.

Василий Резван рассказывает, как при встрече с главным архитектором тот сказал ему, что нет ничего постоянного, всё временное, дома строят на 50 лет: снесут всех. Тем, кому ещё предстоит встретиться с проблемой сноса, Резван рекомендует "не заниматься самолечением", а сразу звать на помощь опытных юристов и оценщиков.

В начале марта стало известно, что 72 дома попадают под снос из-за строительства дорожно-транспортной развязки, которая соединит улицы Фурманова и Жансугурова.

Управление земельных отношений предложило взамен денежные суммы, с которыми собственники участков никак не согласны, в некоторых случаях размер компенсации едва достигает 400 тысяч тенге. У владельцев подпадающего под снос жилья есть три месяца на обжалование оценки имущества.