Российский учёный дал оценку землетрясениям, произошедшим 22-23 января в регионах Центральной Азии и Алматы.

Главный научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики Новосибирска, заведующий лабораторией сейсмической томографии, член-корреспондент РАН Иван Кулаков в комментарии журналисту Infromburo.kz назвал сейсмособытие магнитудой 7,1, зарегистрированное в 2.09 по пекинскому времени (00.09 по времени Астаны) в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая, вполне "нормальным землетрясением". Отголоски этого землетрясения почувствовали особенно сильно в Алматы и ещё в шести регионах Казахстана, а также в соседних близлежащих государствах Кыргызстане и Узбекистане.

"Насколько я понимаю, это вполне нормальное землетрясение. Главный толчок с магнитудой 7,1 имеет механизм сжатия, что соответствует общей геодинамической концепции, согласно которой горообразование в Центральной Азии осуществляется за счёт коллизии Индостана. В зоне главного толчка континентальная кора Таримской плиты, где находится пустыня Такла-Макан, погружается на юг под Тянь-Шань аналогично тому, как Индийская плита погружается под Гималаи. Такого рода перемещение плит приводит к очень большим напряжениям и, как следствие, интенсивной сейсмичности", – сказал Иван Кулаков.

Кулаков также обратил внимание на данные о том, что главному сейсмическому событию магнитудой 7,1 предшествовал толчок магнитудой 5,1, который зафиксировали утром 22 января в южном Синьцзяне (южная половина Синьцзян-Уйгурского автономного района). Он назвал эти толчки "форшоками" – землетрясениями, которые предшествуют основному толчку.


Читайте также:


"Наличие форшоков – совершенно нормальное явление. Далее распределение афтершоков действительно очень широкое, пожалуй, шире, чем обычно. Но это нормально, принимая во внимание блоковое строение региона. Землетрясение вызвало смещение по одному разлому, что привело к постепенному сбросу напряжений на границах сопредельных блоков. Так что это вполне рутинное землетрясение с точки зрения развития литосферы Земли. Поэтому население на территории всего коллизионного пояса от Индии до Сибири должно быть готово к таким событиям", – отметил Иван Кулаков.

Говоря о значении форшоков, Кулаков пояснил, что эти сейсмособытия нельзя использовать для прогнозирования более сильных землетрясений.

"Они могут и не указывать на приближение сильного землетрясения. Они гораздо слабее, чем афтершоки. Использовать форшоки в качестве прогноза нельзя", – сказал Кулаков.

В ответ на вопрос о прогнозах относительно возможности последующего мощного землетрясения, вызванного недавней сейсмической активностью, Кулаков заверил: "Нет, это самое обычное событие, рутинное. Они обязательно должны случаться время от времени в разных местах коллизионного пояса".