Десятки фермеров Алматинской области готовы хоть сегодня стать экспортёрами ягнятины и баранины, но не знают, как вывезти свою продукцию за границу.

По словам фермеров, у них есть договорённости с потенциальными покупателями из-за рубежа, в частности с Ближнего востока. Но чтобы туда вывезти мясо, им нужно перегнать скот на мясокомбинаты, которые имеют международные сертификаты.

Таких комбинатов в Казахстане сегодня всего пять и расположены они на западе и севере страны, а основное поголовье овец при этом находится на юге и юго-востоке.

К примеру, чтобы фермеру из Алматинской области доставить свой скот на сертифицированный мясокомбинат в Караганду, надо проехать почти 1300 км. За это время овцы получают стресс, худеют, а некоторые погибают. Фермеры несут колоссальные убытки.

Выход из положения крестьяне видят в экспорте баранины в живом виде. Но для этого нужны авиаперевозки, считают в республиканской ассоциации овцеводов.

"У нас есть договорённости и контракты с мусульманскими странами. Мы готовы экспортировать живой скот заграницу. Поголовье овец у нас растёт стремительно, мы можем продавать на экспорт", – говорит председатель правления ассоциации овцеводов Казахстана Алмасбек Садырбаев.

Алмасбек Садырбаев – тот самый овцевод, который подрался с замакима Талдыкоргана у него в кабинете.

По словам фермера, Минсельхоз и Министерство индустрии и инфраструктурного развития инициативу предпринимателей одобряют.

"Аэропорт Талдыкоргана, взлётно-посадочная полоса готовы отправлять грузы. Но так как наш аэропорт относится к юрисдикции акимата Алматинской области, то решение остаётся за ними. Вот сейчас мы упёрлись в стенку акимата области", – констатирует Алмасбек Садырбаев.

В пресс-службе акимата Алматинской области сообщают, что пока конкретного решения по вопросу экспорта живого скота не принято. Вопрос на стадии изучения.

В Талдыкорганской авиакомпании "Жетысу" (она принадлежит акимату области и администрирует аэропорт Талдыкоргана) не скрывают интереса к грузовым перевозкам скота. Но для этого нужны некоторые преобразования и дополнительное финансирование из областного бюджета.

"Во-первых, нужно построить специальный крытый загон для скота, отдельный пропускной пункт для животных, а также наладить таможенный, пограничный и ветеринарный контроль. При запуске новой воздушной линии выгоду получит и аэропорт. Но для начала экспортёры должны гарантировать нам, что их полёты будут регулярными и систематическими. Пока таких гарантий они не дали. Что касается технических возможностей – они у нас есть", – сообщил заместитель руководителя авиакомпании "Жетысу" Пётр Журавлев.

Читайте также: Авиаперевозка животных из Европы в Казахстан: при посадке самолёта погибло около ста коз

Он добавил, что подходящих грузовых самолётов у самой компании "Жетысу" нет. Поэтому экспортёр груза сам должен будет найти самолёт и заключить договор с авиакомпанией.

Численность овец в Казахстане превышает 15 млн голов. Треть из них пасётся на юге страны.