На портале "Открытые НПА" опубликовали проект поправок в приказ "Об утверждении правил назначения на должности, освобождения от должностей первых руководителей и педагогов государственных организаций образования". 

В нём уточняются правила и условия для зачисления педагога в кадровый резерв. Этапы отбора и подготовки лидеров изменений в образовании выглядят следующим образом: 

  • отбор кандидатов;
  • обучение с промежуточным оцениванием;
  • стажировка;
  • процедура итогового оценивания;
  • формирование республиканского кадрового резерва.

"Отбор и подготовка кандидатов в кадровый резерв осуществляются на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, равенства, объективности, прозрачности, открытости", – отмечается в документе. 


29 марта 2023 года президент Касым-Жомарт Токаев дал следующее поручение:

"Приоритетное внимание также следует уделить улучшению менеджмента в системе образования. Необходимо привлечь в эту сферу профессионалов. По примеру Президентского молодёжного кадрового резерва будет запущена программа отбора и подготовки тысячи лидеров изменений в образовании".


Принимать решение по зачислению педагога в кадровый резерв будет комиссия, в которую войдут не менее семи человек. Её состав утверждает Министерство просвещения. 

Кандидаты, которые желают участвовать в отборе, должны будут загрузить документы на информационный ресурс из объявления о начале приёма документов. Загрузить их можно в течение 30 календарных дней после опубликования объявления.

По правилам, в отборе могут участвовать только те, кто: 

  • является гражданином Казахстана в возрасте до 50 лет включительно;
  • имеет высшее педагогическое или профессиональное или послевузовского образование по соответствующим профилям (прошедшие педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования); 
  • имеет педагогический стаж работы не менее трёх лет;
  • обладает одной из категорий: педагог-эксперт, "заместитель руководителя третьей квалификационной категории", "заместитель руководителя второй квалификационной категории", "заместитель руководителя первой квалификационной категории", "руководитель-организатор", "руководитель-менеджер", руководитель-лидер";
  • не имеет судимости; 
  • нет имеет медицинских противопоказаний, не стоит на учёте, связанном с психическим здоровьем или наркологическими зависимостями.

Также кандидат может предоставить дополнительные сведение о степени магистра, PhD, кандидата наук по педагогике или профильного направления, публикации в журналах, которые индексируются в Scopus.

Кандидат должен предоставить следующие документы:

  • Заявление об участии в конкурсе с указанием перечня прилагаемых документов.
  • Документ, удостоверяющий личность либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации).
  • Заполненный личный листок по учёту кадров (с указанием адреса фактического места жительства и контактных телефонов).
  • Копии документов об образовании.
  • Копия документа, подтверждающую трудовую деятельность (при наличии).
  • Справка о состоянии здоровья по форме, которая утверждена приказом исполняющего обязанности министра здравоохранения РК от 30 октября 2020 года "Об утверждении форм учётной документации в области здравоохранения".
  • Справка с психоневрологической организации.
  • Справка с наркологической организации.
  • Сертификат о результатах прохождения сертификации или удостоверение о наличии действующей квалификационной категории не ниже педагога-модератора (при наличии).
  • Для кандидатов на занятие должности педагогов английского языка – сертификат о результатах сертификации с пороговым уровнем не менее 90% по предмету или удостоверение о наличии квалификационной категории педагога-модератора или педагога-эксперта, или педагога-исследователя, или педагога-мастера (при наличии) или сертификат CELTA – PASS A; DELTA  – Pass and above, или IELTS – 6,5 баллов; или TOEFL – 60-65 баллов.

Педагоги, приступившие к педагогической деятельности в организации технического и профессионального, послесреднего образования на должности педагогов по специальным дисциплинам, и мастера производственного обучения, имеющие стаж работы на производстве по соответствующей специальности или профилю не менее двух лет, освобождаются от прохождения сертификации.

  • Заполненный оценочный лист кандидата на вакантную или временно вакантную должность педагога.
  • Видеопрезентация (для кандидата без стажа) продолжительностью не менее 15 минут, с минимальным разрешением – 720x480.

Порядок рассмотрения заявок и проведения тестирования. После принятия документов в течение 15 рабочих дней комиссия направляет запросы о наличии или отсутствии сведений о совершении коррупционного преступления или уголовного правонарушения, о нарушении педагогической этики. Если станет известно, что кандидат совершил одно из противоправных действий, его отстраняют от отбора. 

Документы кандидата будут проверять на соответствие всем критериям в течение месяца. Затем список с отобранными специалистами для проведения тестирования на оценку компетенций отправляют в комиссию для согласования и утверждения, а после в министерство. Оно будет обеспечивать участие кандидатов в тестировании. 

Предварительно кандидатам проведут инструктаж и предоставят логин и пароль. Тестирование можно пройти как онлайн, так и в офлайн-формате. Его длительность составит два часа, результаты поступят на электронную почту. 

По результатам тестирования сформируют ранжированный список кандидатов, которых рекомендуют к обучению по базовому уровню. 

Как проходит обучение и зачисление в кадровый резерв. Обучение проводит организация по образовательной программе, которая предусматривает три уровня: базовый, продвинутый, профессиональный. Кандидаты, не прошедшие на следующий уровень обучения, получат справку о прослушивании курса, отмечается в документе. 

После прохождения каждого уровня будут проводить тестирование или рефлексированный отчёт. Если кандидат успешно прошёл все уровни, он должен пройти стажировку, место определит министерство. 

"Программа стажировки направлена на закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, которые получили в результате обучения по программе, разработанной на основе изучения опыта лучших школ страны. По завершению стажировки кандидат сдаёт рефлексивный дневник, который является частью портфолио для внешнего итогового оценивания", – пояснили в документе. 

Затем комиссия проводит собеседование. В конце кандидат получает сертификат. Список кандидатов, рекомендованных в кадровый резерв, публикуется на официальном интернет-ресурсе, официальных аккаунтах социальных сетей министерства и организации. Те, кто попал в резерв, назначаются на должность первых руководителей государственных организаций образования без прохождения конкурсных процедур.

Из кадрового резерва будут исключать в следующих случаях: 

  • резервист занял вакантную должность первого руководителя:
  • при нарушении порядка и условий зачисления;
  • при совершении коррупционного преступления, уголовного правонарушения, нарушении норм педагогической этики;
  • при наличии медицинских противопоказаний; 
  • при запрете на педагогическую деятельность в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда или медицинским заключением.

Срок пребывания педагога в кадровом резерве первых руководителей составляет один год.

Документ находится на публичном обсуждении до 19 июля.