О тяжёлом положении детей с умственными расстройствами заявила депутат
Воспитатели и учителя готовы приложить массу усилий, чтобы дети с умственной отсталостью не попали в их классы, считает депутат Мажилиса.По оценке экспертов, занимающихся проблемами людей с инвалидностью по ментальному типу, сегодня положение детей с ментальными нарушениями в Казахстане нельзя назвать даже удовлетворительными, заявила депутат Мажилиса Ирина Смирнова во время расширенного заседания фракции "Народные коммунисты" в Парламенте.
Депутат считает, что стране нужны серьёзные законодательные изменения. По её мнению, система оказания комплексной помощи этой категории детей находится в зачаточном состоянии по сравнению с развитыми странами.
"Дети, у которых наблюдается умеренная, тяжёлая и глубокая степень умственной отсталости, почему-то считаются бесперспективными, что отражается на качестве занятий с ними в рамках существующей системы спецобразования. Большинство умственно отсталых людей не обучались в школах и не получили никакого профессионального обучения. Их навыки общения, социальные, учебные весьма ограничены. Основная часть из них живёт в изоляции от общества: дома или в интернатах. У них нет возможности для независимого проживания и работы", – отметила депутат.
Самым главным барьером для таких детей она назвала неприятие их обществом, поведенческие барьеры, отсутствие этических норм. Зачастую сами специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями, позволяют себе некорректное отношение к детям и к их семьям, считает она.
"Как часто в разговоре с друг другом мы позволяем говорить о ребёнке, что болеет каким-то заболеванием, называя его "дцп-шник", "даунёнок" и т.д. За этим ярлыком мы не видим главного: что перед нами ребёнок, человек, у которого есть имя, мечты, потребности эти мечты воплощать в жизнь", – подчеркнула Ирина Смирнова.
Она считает, что процесс инклюзии должен начинаться с детского сада – нельзя допускать, чтобы дети с умственной отсталостью занимались дома, чтобы учитель отказывался от такого ученика или врач отказывался его лечить.
"Мы часто задаёмся вопросом, почему участковый врач не всегда замечает задержки в развитии ребёнка. Почему не подскажет маме, что надо не только поставить диагноз, но и помочь малышу преодолеть барьеры на пути его развития. Почему воспитатель детского сада или школы приложит массу усилий, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями, расстройством поведения не ходил в его группу или класс? Почему так легко можно нарушить права ребёнка? И почему их нарушаетт человек, обязанный защищать права на образование, медицинское обслуживание?" – спросила депутат.
Она отметила, что строители продолжают нарушать нормы универсального дизайна для лиц с инвалидностью.
"Неужели люди, причастные к строительству дорог, общественных зданий не думают, что безбарьерный доступ к магазинам, объектам культуры, спорта, нужен всем. Что мешает соблюдать уже существующие законы и правила?" – задалась вопросом Ирина Смирнова.
Инвалиды Казахстана вынуждены периодически подтверждать недуг, чтобы сохранить свой статус. Раз в полгода или год они собирают справки, чтобы доказать, что имеют право на льготы и соцпособия. Инвалиды пожаловались, что каждый раз это превращается в пытку. Почему инвалиды сталкиваются с этими проблемами, корреспондент informburo.kz спросила у заместителя председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и соцзащиты населения Дамежан Садвокасовой. Она считает, что казахстанцы должны соблюдать культуру ухода за своим здоровьем.
Проблему оформления инвалидности поднял и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев во время заседания Правительства РК. Он выразил недовольство тем, что госуслуги слишком медленно переводят в электронный формат, и в пример привёл как раз те трудности, с которыми сталкиваются инвалиды, когда собирают справки.