НПП "Атамекен": Выбор образовательных предметов в вузах является формальностью
Провозглашённый МОН свободный выбор образовательных программ для студентов на деле зависит от наличия преподавательских кадров, и порой выбор невелик.Рейтинг по 2000 образовательным программам в вузах составит НПП "Атамекен". Эти данные позволят актуализировать систему образования и определить аутсайдеров среди вузов, что в дальнейшем поможет сделать более правильный выбор при сокращении числа учебных заведений страны, о чём ранее говорил Нурсултан Назарбаев.
Об этом на брифинге в Астане сообщил вице-министр образования и науки РК Талгат Ешенкулов.
"Рейтинг, который мы сегодня презентовали, покажет худшие и лучшие образовательные программы. В соответствии с этими результатами абитуриенты будут делать выбор в пользу того или иного вуза. Чтобы не остаться без набора, учебные заведения с худшими программами должны будут подтянуться. Мы планируем усилить квалификационные требования для вузов. Этот вопрос находится в стадии обсуждения", – рассказал Талгат Ешенкулов.
Управляющий директор НПП РК "Атамекен" Олжас Ордабаев пояснил, что оценка образовательных программ помогает выявить недостатки в различных сферах образования.
Акцент при оценке образовательных программ был сделан на процент трудоустроенности выпускников и их среднюю зарплату. Именно эти показатели, по мнению специалистов, говорят, насколько высоко оценивает рынок выпускников, насколько легко они по истечении первого года после окончания вуза находят работу. Кроме этого, учитывались полнота тем, количество времени, выделенное на их изучение, актуальность контента и новизна рекомендуемой литературы.
"Мы провели выборочный обзвон выпускников и поинтересовались, насколько они удовлетворены качеством полученного образования, насколько те или иные знания, приобретённые в вузе, пригодились им в трудовой деятельности. Были учтены мнения и их потенциальных работодателей, которые, ежедневно трудясь в IT-сфере, чётко понимают, что им сейчас нужно и чему нужно обучать будущих специалистов", – сообщил Олжас Ордабаев.
Он отметил, что о необходимости учитывать в оценке актуальность используемой в вузах литературы было много споров. Однако в итоге специалисты пришли к мнению, что именно рекомендуемая литература – это то, на что опираются студенты при самостоятельной подготовке. В итоге анализ оценки литературы показал, что лишь малая часть книг в библиотечных фондах вузов отвечает требованиям времени. Во многих учебных заведениях страны студенты используют учебники 90-х годов, материалы которых уже давно устарели.
В число выявленных проблем также вошли:
- отсутствие гибкости типовых учебных программ;
- отсутствие выборности образовательной траектории для студентов. Как показала практика, во многих университетах выборность предметов студентами осуществляется формально и формируется под имеющиеся компетенции штатных преподавателей;
- отсутствие необходимых лабораторных классов. Из-за этого студенты столичных, а также многих других региональных вузов не пишут программы IOS.
Олжас Ордабаев пояснил, что вузы должны оценивать этот рейтинг как бесплатную помощь со стороны рынка труда. Ведь по итогам оценки все высшие учебные заведения страны получат рекомендации по актуализации их работы.
По итогам оценки в число лучших вузов по образовательной программе "Информационные системы" вошли: Казахстанско-Британский технический университет, Международный университет информационных технологий, Восточно-Казахстанский государственный университет им. Серикпаева, Казахстанско-Немецкий университет и университет нархоз.
12 апреля 2018 года Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости сократить количество вузов в Казахстане. Глава государства отметил, что во всех университетах должны быть научные центры со своими исследовательскими лабораториями, приближенными к производству.
13 апреля 2018 года в НПП "Атамекен" сообщили, что начали проверять учебные программы вузов на соответствие потребностям современного рынка.
25 апреля 2017 года министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев сообщил, что студентам будет предоставляться право на дополнительное освоение дисциплин. Студенты-физики, например, смогут дополнить своё образование знаниями юриспруденции, а экономисты – знанием права или маркетинга.
"Начинается конкуренция между образовательными программами различных вузов. Министерство образования ведёт реестр и рейтинг образовательных программ и регулярно исключает из реестра невостребованные рынком и слабые программы вместе с сообществом работодателей", – объяснил министр.
Таким образом, вузы с невостребованными программами могут закрыть её, позаимствовать новую у другого вуза, либо разработать новую самостоятельно.