Миссия БДИПЧ/ОБСЕ сделала промежуточный отчёт по наблюдению за выборами. Informburo.kz обратился в ЦИК с просьбой прокомментировать заключение.

В ОБСЕ посчитали, что "в данный момент избирательная кампания малозаметна и ограничивается агитационными плакатами и рекламными щитами". В ЦИК РК, комментируя этот пункт, привели статистику:

"Всеми кандидатами, их республиканскими и региональными штабами, доверенными лицами во всех регионах проведено более семи тысяч различных агитационных мероприятий (в том числе публичные и личные встречи кандидатов с избирателями) с охватом около 1,8 млн избирателей. Было определено 6429 мест для размещения печатных агитационных материалов, установленных местными исполнительными органами. Количество помещений для встреч с избирателями, предоставляемых местными исполнительными органами, составляет 2849".

ОБСЕ отметила, что проведение избирательной кампании строго регулируется и без согласия акиматов нельзя проводить публичные мероприятия, к примеру, митинги.

В ЦИК РК пояснили, что нормы Закона РК "О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в РК" не применяются ко всей предвыборной агитации, организуемой кандидатами в президенты и их доверенными лицами. Предвыборная агитация и право на её проведение регулируются Конституционным законом (статьи 27 и 28) "О выборах".

Читайте также:

Что не понравилось ОБСЕ на предыдущих выборах президента Казахстана и как на замечания тогда отреагировала ЦИК нашей страны?

Время проведения митинга, шествия или другого мирного собрания регулируется законодательством в целях обеспечения прав и свобод других лиц, общественной безопасности, а также нормального функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности зелёных насаждений и малых архитектурных форм. При необходимости акиматы предлагают обратившимся иные время и место проведения данного мероприятия.

"Важно отметить, в этой статье подчеркивается, что данное решение местного исполнительного органа может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством", – сказано в ответе ЦИК РК на запрос informburo.kz.

Некоторые собеседники Миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ/ОБСЕ выразили беспокойство по поводу того, что телерадиовещательные и печатные СМИ недостаточно беспристрастны. В ЦИК РК отметили, что в законодательстве страны всем кандидатам гарантирован равный доступ к прессе, и СМИ не должны давать преимущества кому-либо.

Читайте также:

"Бойкот – это признание поражения". Почему важно идти на выборы и проголосовать?

"На данный момент ЦИК не располагает сведениями о подаче заявлений такого характера в органы прокуратуры. ЦИК получает сведения обо всех возбуждённых делах прокуратурой через веб-сайт Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры, который доступен любому заинтересованному лицу", – сказано в ответе ЦИК РК.

В ЦИК РК на беспокойство собеседников МНВ БДИПЧ/ОБСЕ по поводу того, что требования к кандидатам содержат слишком много ограничений и направлены на подавление конкуренции ответили так:

"На внеочередных выборах президента РК было выдвинуто девять кандидатов, из которых семь были зарегистрированы ЦИКом. Четыре кандидата от четырёх политических партий и три от республиканских общественных объединений. Требования к кандидатам такого рода как в РК в той или иной интерпретации содержатся в законодательствах многих государств, в том числе являющихся членами ОБСЕ".

Пройдите тесты:

По данным ЦИК РК, требование свободного владения государственным языком является характерным не только для Казахстана.

"В ряде других стран кандидаты в президенты проходят отбор на знание языка, например, в Кыргызстане, Молдове, Украине, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане. Согласно конституциям Турецкой Республики (статья 101 Конституции от 7 ноября 1982 года) и Азербайджанской Республики (статья 100 Конституции от 12 ноября 1995 года) наличие высшего образования является одним из требований для кандидатов в президенты Турции и Азербайджана", – пояснили в ЦИК РК.

Требование к кандидатам в президенты по сбору подписей в свою поддержку закреплено в законодательстве о выборах большинства государств-участников ОБСЕ: Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии, Македонии, Грузии, Кыргызстана, Литвы, Черногории, Польши, России, Румынии, Сербии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Чехии.

"Принципиально важным является и требование о проживании кандидата в президенты на территории Казахстана на постоянной основе в течение длительного периода, предшествующего выборам. Аналогичное требование установлено конституциями многих зарубежных стран. Ценз оседлости варьируется в среднем от 10 до 15 лет", – комментирует ЦИК РК.

По информации ЦИК РК, в Грузии, Кыргызстане, Туркменистане этот ценз составляет 15 лет, в Азербайджане, Албании, Армении, Беларуси, Черногории, Молдове, России, Таджикистане, Украине – 10 лет.

"Причём в 9 странах имеется норма о постоянном проживании последние несколько лет: 10 лет в Албании, Армении, Таджикистане и Украине, 5 лет в Болгарии и Монголии, З года в Литве. Таким образом, требования к кандидатам в Президенты РК не могут считаться чрезмерно ограничительными и предназначенными для подавления конкуренции, поскольку практика введения аналогичных критериев для кандидатов в президенты имеется во многих странах, в том числе в странах-участниках ОБСЕ", – заключили в ЦИК РК.

Полный текст промежуточного отчёта МНВ БДИПЧ/ОБСЕ по выборам президента Казахстана можно прочитать здесь.

Выборы президента пройдут в Казахстане 9 июня. Все новости о предвыборной гонке можно прочитать здесь.