Минэнерго Казахстана удовлетворено отказом Трампа от квот на уран
Путь для казахстанского урана в США открыт без ограничений.Министерство энергетики Казахстана сообщило, что казахстанской стороной с удовлетворением было воспринято решение Президента CША ДональдаТрампа отказаться от введения торговых ограничений по импорту урана, которые были инициированы в июле 2018 года Министерством торговли Соединённых Штатов Америки.
"Казахстан и США имеют длительную и успешную историю сотрудничества в энергетическом секторе, которое за 28 лет независимости достигло уровня стратегического партнёрства", – говорится в сообщении Минэнерго.
В рамках имеющихся двухсторонних комиссий, мероприятий и личных встреч министерствами энергетики, иностранных дел и национальной экономики была проделана работа по защите национальных интересов РК и предотвращению применения санкций по импорту урана.
Читайте также: Борьба за уран: грозят ли Казахстану американские санкции?Ранее глава Казатомпрома Галымжан Пирматов приветствовал решение Трампа отказаться от введения торговых ограничений по импорту урана.
Напомним, в июле 2018 года на официальном сайте департамента коммерции США была опубликована информация о начале расследования в целях выяснения наличия угрозы от импорта урана и урановой продукции для национальной безопасности США. С заявлением о проведении расследования обратились две основные уранодобывающие компании США – Energy Fuels Inc и Ur-Energy. Согласно ежегодному отчёту управления энергетической информации США за 2017 год, 11% из 50,6 миллиона фунтов U3O8, приобретённых владельцами и операторами атомных электростанций США в 2016 году, были американского происхождения. 40% уранового рынка США приходится на импорт из Казахстана, России и Узбекистана, что, по мнению заявителей, ведёт к потере жизнеспособной урановой промышленности США и окажет значительное пагубное воздействие на национальную, энергетическую и экономическую безопасность страны и её способность поддерживать независимый ядерный топливный цикл.
Как заявляли инициаторы расследования: "Сегодняшняя экстремальная зависимость от импорта урана – это не результат рыночной конъюнктуры, а последствия определённой внешней политики государственного субсидирования, которая подрывает конкурентные позиции американских компаний".
Местным производителям в случае подтверждения такой угрозы должна была быть выделена квота в 25%.
Расследование должно было завершиться в течение 270 дней после начала разбирательства, и в течение 90 дней президент должен был принять решение о целесообразности применения мер в отношении импорта.
12 июля 2019 года президент США Дональд Трамп отказался устанавливать квоты на внутреннее производство урана и на ограничение его импорта, не согласившись с выводами американского Министерства торговли, заявившего, что импорт урана угрожает безопасности страны. Дональд Трамп отметил, что необходимо провести более глубокий анализ влияния на национальную безопасность цепочки поставок ядерного топлива.
Казахстан – лидер в производстве урана и один из гарантов бесперебойной работы АЭС по всему миру, включая США.
По данным US Energy Administration, в 2016 году Казахстан занимал 24% американского уранового рынка, в 2017 году – 11,5%.
Экспорт природного урана в США из Казахстана в 2015 году составил 1153,5 тонны, в 2016 году – 1813 тонн, в 2017 году – 948 тонн, что составило 4,1% от общего объёма экспорта (23 258 тонн), в 2018 году – 399,8 тонны, что составило 1,95% от общего объёма экспорта (20452 тонны).
Основную долю урана Казахстан экспортирует в Китай, Россию и Индию (более 80%).
Всего в 2017 году Казахстан произвёл 39,3% от мировой добычи урана, на втором месте была Канада (22% от мировой добычи), на третьем – Австралия (9,9%). Тройка лидеров обеспечила 71,2% от мировой добычи урана.
По данным Всемирной ядерной ассоциации, в 2017 году пять крупных мировых компаний, производящих уран, обеспечили 65% мирового производства. Крупнейшая из них – АО "НАК "Казатомпром" – обеспечила 21% мирового производства урана.