Мажилис одобрил в первом чтении проект поправок по вопросам совершенствования бюджетного законодательства, которыми усиливается ответственность должностных лиц госорганов за неосвоение внешних заёмных финансовых средств.

Во время обсуждения законопроекта депутаты внесли поправку, по которой ответственность за неосвоение внешнего займа должен нести исключительно первый руководитель администратора бюджетной программы (в первоначальном варианте была альтернатива: первый руководитель или его заместитель, ответственный за реализацию внешнего займа).

"Мы поддерживаем данную поправку. Необходимо усилить ответственность первого руководителя. Как мы знаем, у нас в Бюджетном кодексе предусмотрены необходимые нормы, которые полагают ответственность первого руководителя за освоение бюджетных средств. По такому же принципу и даже, наверное, более чётче и жёстче можно прописать по ответственности именно за освоение заёмных средств, потому что это всё-таки обязательство государства, они должны направляться своевременно и эффективно в экономику", – сказал министр национальной экономики Асет Иргалиев.


Читайте также: Мажилисмен заявил о неэффективности внешних займов: Экономический оптимизм правительства непонятен


Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин отметил, что эту норму нужно было прописать первоначально в законопроекте.

"Мы два года назад во время формирования законопроектной базы по бюджету в Бюджетный кодекс внесли персональную ответственность первого руководителя. Ну так надо было и сюда, в этом правительственном варианте сразу прописать аналогичную ответственность первого руководителя. Зачем её размывать? Ответственность за неосвоение финансовых средств не должна быть размытой. Её надо чётко прописывать. В том варианте вы даёте либо того, либо этого. Надо разночтения убрать, согласиться с этой поправкой депутатов", – сказал Нигматулин.

Он подчеркнул, что внешние займы погашаются за счёт налогоплательщиков, и неосвоение этих средств может привести к серьёзным тратам из бюджета. 

"Не умеет тратить деньги – нечего на внешнем рынке занимать, а будущим поколениям за это рассчитываться", – сказал спикер мажилиса.

Также проект закона предусматривает поправки в Бюджетный кодекс по следующим направлениям:

  • Формирование аналитического отчёта о бюджетных рисках и устойчивости государственных финансов. Отчёт предлагается вносить ежегодно в парламент вместе с проектом республиканского бюджета. Документ будет содержать анализ влияния макроэкономических, демографических, финансовых и других рисков на состояние государственных финансов. Формирование такого отчета позволит более эффективно управлять бюджетными рисками и учитывать их при принятии бюджетных решений.
  • Предлагается дать местным исполнительным органам возможность перераспределять на другие направления средства, по которым в трансфертах общего характера установлены минимальные объёмы финансирования из местного бюджета.
  • Вводится запрет на изменение целевых индикаторов стратегических планов в четвёртом квартале при возврате средств в конце года в связи с ожидаемым неосвоением.
  • Предусматривается открытие счетов в казначействе: для операторов финансовой и нефинансовой поддержки государственных программ; субъектов квазигосударственного сектора, являющихся заёмщиками под госгарантию.
  • Предусматривается возврат в республиканский бюджет сумм целевого перечисления, использованных не на цели, определённые законодательством, по итогам аудиторского заключения.
  • Предлагается срок выделения местным исполнительным органам займов на покрытие дефицита наличности местного бюджета сократить с трёх лет до шести месяцев. Это должно повысить заинтересованность местных исполнительных органов в увеличении доходной части местного бюджета.
  • Предлагается с 2024 года ввести новый инструмент – Единый план счетов.
  • Предусматривается формирование аналитического отчёта по расходам бюджета на основе отчётов о реализации стратегических планов и программ развития регионов. Кроме того, предусматривается заслушивание акимов по использованию целевых трансфертов из республиканского бюджета при рассмотрении годового отчёта в парламенте.
  • Вводится ответственность за неосвоение средств займа в установленный срок. Кроме того, вводится запрет на принятие местными исполнительными органами обязательств за третьих лиц по долговым обязательствам.
  • Предлагается внесение изменений в утверждённые натуральные нормы не более одного раза в год.

Также законопроектом предусматриваются поправки уточняющего характера:

  • Конкретизируются случаи уточнения республиканского бюджета.
  • Уточняется содержание прогноза социально-экономического развития.
  • В поступления бюджета включаются вознаграждения на ежедневный остаток средств на едином казначейском счёте, открытом в Нацбанке.