В Казахстане начали вводить биометрические технологии, при которых аутентификация пользователей происходит при помощи фото и отпечатков пальцев. О новинке задумались после скандала, когда алматинка Анна Димитриевич сообщила, что её кредитную историю без согласия запрашивал Нурбанк.

Биометрия предполагает систему распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам. В качестве примера можно привести отпечатки пальцев, распознавание лица, ДНК, ладонь руки, сетчатку глаза, запах, голос. Поведенческие черты связаны в первую очередь с походкой и речью.

"Этот случай был достаточно интересен для всех, случай показателен и хорошо, что он произошёл. Объясню: этот инцидент позволил нам достучаться до определённых лиц по поводу введения удалённой идентификации, основанной на биометрии. Нас услышали, что предоставление государственных услуг с помощью биометрии перекроет несанкционированные доступы к информации по клиенту. То есть у вас есть биометрия: вы засветились на камеру, отпечатки пальчиков оставили, на этом всё, никто за вас не сможет требовать какие-то справки. После инцидента с Анной дело сдвинулось, государство готово к диалогу, государство понимает, что это важно. Что касается банков, то тут ответственность лежит на этой финансовой организации, которая запрашивает справки о клиенте в обход правил", – рассказал Informburo.kz генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров.

Собеседник отметил, что с введением удалённой идентификации вопросы с несанкционированным доступом к личным данным будут закрыты. Потому что и клиентам, и банкам будет проще отрабатывать запросы дистанционно.

"То есть ты зашёл на сайт попросить кредит, подтвердился лицом, соответственно, по тебе быстро сделали запрос в нужные организации, получили информацию. Дальше дали кредит или не дали, решат по результату. Понятно, что какой-то процент будет и дальше оформляться оффлайн, то есть придётся приходить с бумажками в отделения банков, но с годами эта цифра будет только падать. Я всегда говорю, чтобы люди проверяли свои кредитные истории, если вспоминать историю Анны Димитриевич. Раз в год мы специально предоставляем такой кредитный отчёт населению бесплатно. Там всё прозрачно – кто и когда по вам запрашивал кредитные отчёты, какие банки. В рамках этого легко понять, было ли это с вашего позволения или нет", – подытожил Омаров.

Биометрия, которую Первое кредитное бюро назвало ключевым трендом, сейчас активно внедряется и тестируется кредитным рынком. Сейчас в ПКБ доступен модуль сравнения двух фотографий от компании Visionlabs. В дальнейшем планируется запуск сервиса межбанковского сравнения фотоизображений. Это позволит снизить операционные, мошеннические и кредитные риски для банков, а также автоматизировать часть верификационных работ, говорят в бюро.

"В Казахстане активно биометрию использует два банка и АО "Казпочта". Остальные перейдут к использованию биометрии в своих процессах в течение года. Полезность биометрии уже доказана в соседней России. К примеру, "Почта Банк" сэкономил после внедрения биометрии около 1,5 млрд рублей и предотвратил за год мошенничество по более девяти тысячам кредитных заявок", – отметил Руслан Омаров.

В октябре 2017 года алматинка Анна Димитриевич узнала, что её кредитную историю без согласия запрашивал Нурбанк. При этом девушка заявила, что к этому банку никакого отношения не имеет.

Димитриевич обнаружила, что без её ведома третьему лицу была выдана адресная справка и справка о наличии (отсутствии) недвижимого имущества, когда проверила свой "Личный кабинет" на сайте Egov.

Госкорпорация "Правительство для граждан" пояснила, что в ЦОНы регулярно обращаются представители консалтинговых компаний, заключивших договоры с банками второго уровня на оформление кредитов, а сотрудница Центра обслуживания населения, незаконно выдавшая справки, уволена.