Единый рынок труда может привлечь в ЕАЭС другие страны СНГ – эксперты
Успешность развития единого рынка труда в ЕАЭС станет одним из ключевых факторов для присоединения других государств к союзу, считают эксперты.Дальнейшее присоединение стран СНГ к ЕАЭС будет во многом определяться их интересом к свободной трудовой миграции своих граждан и возможностям их трудоустройства на региональном рынке труда.
Об этом сообщили эксперты Центра изучения перспектив интеграции в своём докладе "Зачем нужен единый рынок труда в ЕАЭС?", который был представлен 25 сентября в Минске, передаёт "Евразия.Эксперт".
Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уже ощутили последствия создания единого рынка труда и свободного движения рабочей силы, считают авторы доклада. После снятия барьеров в ЕАЭС граждане Армении и Кыргызстана стали более конкурентоспособными при трудоустройстве в России и Казахстане.
Им не надо получать разрешение на работу в отличие от мигрантов из других стран. Трудовые мигранты в рамках ЕАЭС теперь могут получить медицинскую помощь и ряд социальных льгот в стране пребывания. Прорабатывается вопрос о состыковке пенсионных систем в рамках ЕАЭС.
Одной из главных проблем трудовой миграции на пространстве СНГ эксперты назвали "сохраняющуюся стихийность процессов трудовой миграции в рамках ЕАЭС и доминирование неофициальных каналов трудоустройства".
Безвизовый режим въезда и слишком сложные процедуры получения официальных разрешений на работу в России и Казахстане приводили к тому, что основная часть мигрантов трудоустраивалась нелегально.
Авторы доклада констатируют, что в определённый момент "масштабная стихийная незаконная миграция привела к тому, что государственный контроль над миграционными процессами был фактически утрачен и в России, и в Казахстане".
В итоге теневой рынок труда стал фактором развития целых отраслей экономики принимающих стран, например, строительства.
Создание единого рынка труда в ЕАЭС, по оценкам авторов доклада, позволило достигнуть самого высокого уровня координации между профильными ведомствами стран-членов по борьбе с нелегальной миграцией. С одной стороны оно расширило возможности и облегчило процедуры легального трудоустройства. Работодатели, в свою очередь, снижают затраты по доступу к рабочей силе.
Трудовая миграция стала одним из ключевых факторов не только экономического развития, но и поддержания социальной стабильности на пространстве СНГ. Она позволила снизить остроту безработицы в странах с избыточной рабочей силой и развить экономику стран, принимавших мигрантов, сообщается в докладе.
Эксперты Центра изучения перспектив интеграции предложили ряд мер по совершенствованию рынка труда в ЕАЭС. Прежде всего, речь идёт о снятии по-прежнему сохраняющихся противоречий между положениями Договора о ЕАЭС и национальными законодательствами. Отмечается важность создания межведомственных инструментов пресечения этнических криминальных группировок, организующих нелегальную миграцию и трудоустройство.
В числе конкретных предложений – создание системы организованного привлечения рабочей силы в конкретные регионы с дефицитом кадров или крупными инвестиционными проектами. Рекомендуется создать под эгидой ЕАЭС открытую базу данных вакансий, а также систему профессиональной переподготовки кадров согласно потребностям единого рынка труда ЕАЭС.
Авторы доклада также сообщили о необходимости реализации инвестиционных (прежде всего, промышленных) проектов в странах с избыточной рабочей силой – Кыргызстане, или с квалифицированным кадровым потенциалом – Беларуси.