Казахстан не применяет санкций в торговле с Россией, но и не допустит обхода ограничений на своей территории
Экономист Рахим Ошакбаев об объёмах поставок продукции двойного назначения в РФ из стран коллективного Запада, Китая и Казахстана.
Позиция Казахстана о санкциях Евросоюза и США против России однозначна и достаточно часто озвучивалась руководством страны. Казахстан не применяет санкций и ограничений в торговле с Россией, но и не допустит обхода санкций, наложенных странами Запада, на своей территории.
Доказательством этого является регулярный диалог с Европейским союзом. В том числе нынешний визит посланника по санкциям от ЕС господина Дэвида О’Салливана в Казахстана. Это уже третий визит, который является демонстрацией того, что диалог продолжается.
Казахстан очень уязвим, и его экономика пострадает в случае, если будут наложены вторичные санкции. В то же время, считаю, что санкции стран Евросоюза, США, направленные против России, не являются международными, противоречат международному торговому праву.
Россия является нашим соседом, союзником, партнёром по многим организациям – ЕАЭС, ШОС, СНГ. Казахстан по-прежнему подчёркивает, что не участвует в антироссийских санкциях и придерживается курса на всестороннее сотрудничество с Россией.
На протяжении двух лет (с начала российско-украинского вооружённого конфликта. – Ред.) удаётся балансировать, не создавать напряжённость в отношениях с Россией, с одной стороны, с другой, не иметь фактов того, что Казахстан используется для обхода антироссийских санкций. В качестве примера можно привести динамику товарооборота.
Если у некоторых стран торговля с Россией выросла в разы (по отдельным товарным позициям и на тысячу процентов), то у нас товарооборот с Россией достаточно стабильный либо, наоборот, снижается, особенно в торговле потенциально санкционными товарами.
Читайте также: "Вторичных санкций не будет". Почему казахстанская компания попала под ограничения США, выясняют власти
Особенно это важно сравнить с динамикой экспорта самих западных стран санкционных товаров в Россию. Мы видим у некоторых категорий положительную динамику. Поэтому можно сказать, что западные страны сами недостаточно эффективно контролируют пересечение границ стран-производителей и игнорирование западными экспортёрами базовых принципов знания своих клиентов и красных флагов в договорённостях.
Кроме того, меры экспортного контроля Запада не соответствуют принципу равной ответственности экспортёров, который законодательно должен обеспечивать санкционный комплаенс по всей цепочке поставок. У них очевидно есть пробелы либо намеренное размывание ответственности экспортёров.
Американо-европейское издание Politico провело детальный анализ данных торговли с Россией. За первые 10 месяцев 2023 года западные компании поставили 48% товаров, так называемых Battlefield-ready, использующихся в военных целях, что превышает 45%, приходящихся на долю Китая. Хотя КНР является основным реэкспортёром в Россию.
Другой пример. Американский полупроводниковый гигант Intel возглавляет список производителей товаров Battlefield Тrading, приобретаемых Россией. За ним следует Huawei. В топ-10 поставщиков вошли Analog Devices, AMD, Texas Instruments, IBM и Dell. Это всё американские компании.
Поэтому если сравнивать поставки чувствительных товаров двойного назначения в Россию, то на долю Казахстана приходятся абсолютно мизерные объёмы. И на основе озвученных фактов можно утверждать, что республика не представляет никакой угрозы для Запада с точки зрения того, что юрисдикция страны используется для обхода санкций.
Кроме того, даже если какие-то заявления со стороны Европейского союза делаются в отношении их озабоченности о больших поставках товаров из третьих стран в Россию, то источники информации, на основании которых они делаются, неизвестны.
Можно сказать, что это односторонний характер требований стран Запада. У них у самих проблемы и с юридической базой, и с инструментами экспортного контроля.