Невидимая рука индустриализации. Как обработка помогает стране во время пандемии
Последние 10 лет были знаковыми для казахстанской индустриализации. Важно отметить, что целью индустриальных программ было развить несырьевой сектор экономики. Поэтому в 2010 году начата программа форсированной индустриализации. Первая пятилетка индустриализации была начата в непростое время: в разгар глобального экономического кризиса было принято решение поддерживать все инициативы и проекты, уже сформировавшиеся в стране. Программа поддержала практически все ключевые отрасли экономики.
Мировой опыт, в том числе опыт индустриализации в период Советского Союза показывает, что в первую очередь обеспечивалась необходимая инфраструктура в качестве опоры для дальнейшей масштабной индустриализации.
Поэтому в период с 2010 по 2014 год большие средства были выделены на инфраструктуру. В результате построены автомобильные (в том числе начат международный проект "Западная Европа – Западный Китай") и железные дороги (ж/д-линии Жетыген – Коргас, Узень – государственная граница с Туркменистаном).
Был решён вопрос дефицита электроэнергии (достроена Мойнакская ГЭС, построены Уральская ГТЭС, Кордайская ветроэлетростанция, восстановлен блок №2 Аксуской ГРЭС, построены солнечные, ветровые и газотурбинные электростанции, подстанции). В общей сложности построено и реконструировано свыше 30 энергетических объектов. К специальным экономическим зонам стали подводить инженерные коммуникации. Начали создаваться логистические центры по всему Казахстану. И это всё, повторюсь, сделано только за первый этап индустриальной политики.
Читайте также: Индустриализация в Казахстане: что сделано за 10 лет и что будет дальше?
Примечательно, что реализация такой программы стала сигналом для бизнеса, создан необходимый законодательный и институциональный каркас. Апробированы меры господдержки.
Всё это позволило открыть 1300 проектов более чем на 8 трлн тенге. Создано 200 тысяч новых постоянных рабочих мест. Критики могут сказать, что это всё сплошь государственные проекты, но они ошибаются. С участием государства реализованы в основном инфраструктурные проекты: дороги, мосты, индустриально-инженерные коммуникации. Также государство обеспечило законодательную базу для развития промышленности, которой раньше не было. Однако 99% предприятий финансировались частными средствами, инвесторами, заёмными средствами банков либо заёмными средствами институтов развития.
Сейчас эта отрасль постепенно выходит на окупаемость. Если к 2010 году обрабатывающие сектора по налогам уступали торговле (+HoReCa), то уже в 2019 году от обработки поступило (1,4 трлн тенге) почти столько же налогов, сколько выдало сельское хозяйство, транспорт, складирование и торговля (+HoReCa) в совокупности. В текущем моменте, когда разговоры о диверсификации экономики снова усиливаются, важно всем напомнить, что диверсификация уже идёт довольно быстрыми темпами. Безусловно, мы не можем одномоментно перестать зависеть от нефти – рынки и отрасли создаются годами.
Нужно понимать, что более 70% производственных мощностей в обрабатывающих секторах создали за последние 10 лет. В скором времени практически вся активная часть промышленности будет модернизирована или создана в процессе новой индустриализации (за последние 15-20 лет).
Уже тогда стало понятно, что процесс индустриализации не может быть быстрым. Период реализации индустриализации в Нидерландах и США шёл более 50 лет, в Японии и Малайзии – 25 лет, в Корее и Финляндии – более 20 лет и т.д.
Вместе с тем скорость исторического времени сейчас значительно быстрее, а также высоки темпы глобализации (пусть она ненадолго спала из-за пандемии, но никуда не денется после неё).
Читайте также: Индустрия 4.0 в Казахстане: государственные планы или реальность?
Конечно, в числе проектов есть и неудачи, но ни частная, ни государственная инициатива не застрахованы на 100% от рыночных рисков. Основные из них – это изменение конъюнктуры и рынков сбыта, недостаточный уровень управления рисками, менеджмент и т.д.
В США, если верить статистике, около 60% малых и средних предприятий закрываются в первые пять лет, аналогичная ситуация в Китае, где более 60% негосударственных предприятий терпят банкротство в течение пяти лет. В открытой конкурентной среде закрытие производств – тоже часть развития.
Практически 99% индустриальных проектов реализованы частным бизнесом. Частная инициатива сопряжена с естественными рыночными рисками, проверкой на прочность как конкурентоспособности продукции, так и качества менеджмента предприятий. Однако из введённых более 1300 проектов на сегодняшний день количество проблемных составляет 1-2%.
При этом часть простаивающих предприятий были реанимированы (в большей степени с участием институтов развития, государства и местных исполнительных органов) и вновь начали свою деятельность (к примеру, "Биохим" (ТОО "Bio Operations"), "Силициум Казахстан" (Tau-Ken Temir), "Азия Керамик" ("Зерде-Керамик"), "Ютекс" (Alliance).
Тем не менее по различным направлениям наблюдаются положительные результаты. Постепенно обрабатывающая промышленность начинает кормить страну. Сейчас, когда приостановлена торговля и многие виды услуг, цены на нефть волатильны, индустриализация имеет все шансы стать спасательным кругом для экономики. Нам нужен новый локомотив, который будет тащить за собой остальные сектора, потому что к нему будут привязаны и торговля, и услуги.
К примеру, достигнут полный цикл по золоту – начиная от добычи до выплавки слитков, и наше золото пополняет золотовалютные резервы Казахстана. Ценность этого результата подкрепляет тот факт, что в 2020 году впервые в истории цены на золото превысили 2 тысячи долларов за унцию.
Индустриализация дала старт производству титановых слитков для мировой авиации, начато производство титановых изделий. Созданы и модернизированы ключевые химические и нефтехимические производства. Опять же индустриализация позволила модернизировать все нефтеперерабатывающие заводы, закрывая дефицит топлива и повышая качество продукции.
Читайте также: Экономика Казахстана может вернуться к показателям времён развала СССР. Исследование
Пищевая промышленность получила новый импульс. Построено и модернизировано свыше 30 птицефабрик по всей стране. Также модернизированы крупные масложировые комплексы и заводы по производству кондитерских изделий в нескольких регионах.
Пользу от обрабатывающей промышленности легко объяснить по текущей ситуации. Весь мир во время пандемии, столкнувшись с угрозой, начал действовать по принципу "каждый сам за себя". Нам всем памятны моменты, когда, к примеру, США перехватывали грузы с медикаментами, масками и ИВЛ или перекупали их.
Но в Казахстане из производимых лекарств за последние 10-15 лет более 90% выпущено за последние пять лет. Это значит, что отечественная фармацевтика активно развивается и набирает обороты. Проблемы с дефицитом лекарств были, однако у отечественных заводов по выпуску лекарств есть мощности обеспечить внутренний рынок. Как только решится проблема регулирования этого рынка и недостатка сырья, которое закупается из-за рубежа, фармацевтика будет развиваться ещё активнее.
Отечественные заводы (химическая, текстильная промышленность, производство медизделий) быстро среагировали на пандемию. Основная часть этих предприятий появилась как раз за время индустриализации. Сейчас в усиленном режиме идёт выпуск медицинских и марлевых масок, антисептиков, средств индивидуальной защиты. Мы выпускаем не только простые вещи: у нас делаются томографы, рентгеновские аппараты, экспресс-тесты и реагенты для них, комплектуются машины скорой помощи.
Читайте также: "Флакон оказался дороже препарата". Что привело к дефициту казахстанских лекарств?
Уже более 10 предприятий выпускают трёх- и четырёхслойные маски. 70 швейных предприятий выпускают тканевые маски. Аналогично по медперчаткам, защитным комплектам. Сейчас я вижу, что дефицита, с которым мы столкнулись в марте, уже нет, потребность покрывается. Даже появляются новости о том, что маски раздают бесплатно. Аналогично мы постепенно перестали чувствовать недостаток лекарств: очередей у аптек, которые были ещё две недели назад, нет, а это значит, что и производство, и поставка препаратов наладилась.
В такой кризисной ситуации очень хочется искать виноватых, и их ищут везде. Да, надо признать, что были допущены серьёзные управленческие ошибки на первых этапах борьбы с пандемией, но они не касаются наших заводов. Мы построили новые отрасли экономики с большим трудом и смогли обеспечить людей работой, которой в Казахстане раньше не было. Я уже говорил, что индустриализация меняет мышление наших сограждан. Это не быстрый процесс, но мы уже видим, что обработка кормит страну, даёт рабочие места и обеспечивает самым необходимым в такие непростые времена.
Программа индустриализации – одна из немногих отраслевых программ, которая реализуется последовательно уже 10 лет и продолжается на период с 2020 по 2025 год на принципах преемственности, последовательности, сохраняя институциональную память и опыт.