Реформы образования – больное место для казахстанцев. Любая попытка модернизировать систему обучения воспринимается в штыки, выливается в бесконечные дискуссии на телевидении и плодит истеричные посты в соцсетях. И, собственно, возмущающиеся правы во многом, но не во всём. К примеру, пытаться ввести трёхъязычное обучение, по моему мнению, это как переносить воду решетом: результата ноль, усилий и бюджета потрачено неимоверное количество.

А вот вопли по поводу Пусек бятых и новых видов оценивания – для меня показатель того, как много и долго мы должны учить и воспитывать, в первую очередь, наших взрослых. К сожалению, казахстанские родители не готовы к переменам. Реакция на безобидную лингвистическую сказку Л.Петрушевской оказалась такой бурной, что мне стало страшно за школьников: как же они, бедные, достигают учебных целей и вообще учатся, если дома у них только и разговоров, что все учителя – дебилы, а новая программа страшнее атомной войны?

Нынешнее поколение родителей – микс детей 1990-х, которые застали старые советские учебники, и детей 2000-х, познавших ЕНТ. И тем, и другим сложно понять, что происходит сейчас в казахстанском образовании. Попробую объяснить на пальцах, что такое суммативное и формативное оценивание, и почему СОЧ и СОР – это хорошо.

Читайте также:
"Мы должны стараться немного говорить по-казахски". О чём думают представители поколения Z

Представьте себе, что вы варите суп по новому рецепту. И в процессе варки вы пробуете этот суп на соль, думаете, что бы добавить из приправ, размышляете, как бы его улучшить и что в следующий раз лучше не сыпать. Это формативное оценивание для чайников.

Суть его в том, что учитель в процессе обучения даёт обратную связь ребёнку, подбодряет и помогает формировать навык самооценивания. Поэтому вы видите в дневниках и тетрадках смайлики и бабочки. Это способ снизить тревожность ученика, вовлечь его в процесс обучения. Оценки травматичны для человека любого возраста, у учителей же при ежедневном выставлении отметок формируется автоматизм и часто практикуется формальный подход. Проще говоря, цифры в журнале и дневниках часто просто рисуются и берутся с потолка. Кроме того, оценка очень часто превращается в инструмент манипуляции ребёнком со стороны родителей. Так что да, формативное оценивание – во благо и хватит придираться к ромашкам в дневниках.

Но вернёмся к нашему супу. Вот вы его доварили, наконец, и теперь самое время решить, удался ли он, достигли ли вы цели. Вы его налили в тарелку, попробовали и решили, что суп удался и теперь вы умеете его варить. Это суммативное оценивание. Формативное – оценивание процесса, суммативное – результата.

Чтобы сварить суп по нормам ГОСТа, вам необходимо соблюдать нормы закладки ингредиентов. В школе это СОР и СОЧ, суммативное оценивание раздела и за четверть. Это ваш ГОСТ. В СОР и СОЧ каждый параметр учебного стандарта заложен в дескриптор – его описание, что делает жизнь вашего ребёнка заметно легче. Ему нужно знать стандарт темы, как его достичь и иметь в виду, что он будет проверяться на суммативном оценивании.

Много жалоб на то, что дети-отличники не справляются с заданиями СОР и СОЧ, в то время как троечники выполняют их на 100%. Почему? Одна из причин – у троечников сильнее развиты навыки обработки информации, тогда как отличник просто старается её запомнить. Не за те навыки мы ставили 4 и 5 в своё время. Воспроизведение материала, то есть обычное запоминание, – это только первая ступень учебных навыков. Согласитесь, многие становятся отличниками потому, что легко воспроизводят зазубренный материал. Высшая ступень – это синтез и анализ знаний. И СОЧ и СОР как раз по дескрипторам определяют, на каком уровне находится ученик.

Читайте также:
Чем дальше, тем консервативнее. Для казахстанской молодёжи семья важнее, чем работа и образование

Многие родители проклинают школу и её реформу потому, что не в состоянии отследить успеваемость своих детей. Например, любимая фишка особо истеричных индивидуумов в Фейсбуке – жаловаться, что они часами сидят и делают домашнее задание и всё равно ничего не понимают, или что отдают бешеные тысячи на репетитора. Можно спросить, зачем? Зачем вы сидите с детьми и делаете за них уроки? Вы всё равно другие, вы не умнее своих детей. Вы не сможете им помочь, да и не нужно. Всё, что нужно вашему школьнику – научиться добывать и обрабатывать информацию, анализировать её и синтезировать новую. Хватит жаловаться, что ваш учитель не учит, он и не обязан учить.

В новой действительности учитель – проводник. Он не должен рассказывать часами об Африке. Ваш учитель расскажет, как и где добыть информацию об этой Африке, обучит способам её обработки, покажет, как синтезировать текст, таблицу, графики. Перестаньте кричать: "За что учитель получает зарплату, если мой ребенок сам все учит?!". А кому нужно ваше образование, если не вам в первую очередь? И потом, научить ребёнка функциональной грамотности тоже дорогого стоит, и ваш учитель делает это. Вы только не мешайте ему делать свою работу. Не знаете, что такое функциональная грамотность? Конечно, не знаете. Нас такому не учили, не готовили к жизни в цифровую эпоху. Мы понятия не имели, что такое интернет, что на нас нахлынет информационный шквал. Пора принять факт, что наши дети рождены в 21 веке. Это другое поколение, им жить в другой реальности. Так зачем вы возмущаетесь учебниками русского языка, где упоминается "Юфрейм"? А что там должно упоминаться? Лапти и пионерия?

Конечно, авторитет и репутация казахстанской школы подорваны давно. Но ведь там ваши дети. Не надо тащить их с собой в пучину невежества, неврастении, истерии. Перестаньте контролировать детей и их оценки. Лучше разговаривайте с ними. И вы будете поражены: какое это удивительное новое поколение, и как много они знают. И примите уже наконец как данность, что на дворе 21 век.