"Партнёршу не надо подталкивать". Как танго учит мужчин строить здоровые отношения без насилия
Сегодня сложно, живя в Казахстане, не встретить в ленте новость о насилии, учинённом мужчинами над своими жёнами, девушками, дочерями или просто женщинами, которые проходили мимо.
За 12 лет обучения самому страстному в мире танцу алматинский преподаватель танго Заир Асим понял важную вещь: чтобы партнёрша шла за тобой, её не нужно подталкивать. Как не допустить агрессии в своих отношениях с женщиной и каким образом танец помогает проживать негативные эмоции, Заир рассказал в интервью.
Всё ради неё
– Каковы ваши мысли в связи с последними новостями, связанными с жестокостью мужчин в отношении женщин?
– Я погружён в эти новости, много думаю об этой проблеме и вижу её глубинную связь со своей деятельностью. Если взять танго-сообщество как микросоциум, который отражает настроения в обществе в целом, то в этом микросоциуме та же самая проблема: мужчин, во-первых, мало, а во-вторых, они почти не учатся строить диалог. Это делают единицы. Потому что в сознании многих мужчин глубоко укоренилось представление "Я всегда прав, меня априори обязаны любить".
Раньше танго было другим, патриархальным: ты – женщина, ты должна просто следовать, и больше ничего. Это было грубое ведение, сверху. Но сейчас танго изменилось, все ведут танец через движение партнёрши.
– То есть меняются реалии – меняется и танго?
– Да, меняется положение женщины в танце. Весь танец – ради неё. И чем она активнее, тем интереснее танец. Поначалу часто происходит так, что мужчина толкает. Партнёршу не надо подталкивать, она идёт сама. Но она идёт сама только тогда, когда ей дают хороший, понятный импульс. Когда женщина активна, у мужчины только одна задача – перенаправлять и вовремя делать паузы.
В основе всего – техника. А потом уже приходят озарения. Например, такое: партнёр, чтобы хорошо вести, должен уметь ничего не делать. Или делать очень-очень мало, но в нужный момент. Вот это для мужчины трудно. Как правило, он думает о своей роли, а не о том, как женщина двигается. То есть он должен научиться хорошо слушать. Это и есть диалог.
Чем лучше ты умеешь слушать, тем лучше ты умеешь управлять диалогом. Чем больше у мужчины попытки вести, а это мышечный тонус, напряжение – обычно в руках, плечах и груди, – тем хуже его считывать. Чтобы его было "слышно", он должен расслабиться. Чтобы женщина хорошо "слышала", она должна расслабиться.
– Есть такая фраза: женщина – река, мужчина – берега.
– Вот, как раз про это. У одного из наших преподавателей, Пабло Родригеса, есть выражение: "I am the leader, but she is the lead". Я долго думал, как это перевести. "Я веду её танец". Я не веду её физически – взял, поставил. Я веду её танец. Но для этого она должна танцевать.
Диалог двух личностей
– Что тогда является импульсом, который приводит в движение пару?
– Мужчине, чтобы научиться вести (как и женщине, чтобы научиться следовать), сначала нужно научиться взаимодействовать со своим телом. Никто ни на ком не висит, никто никого не толкает, никто ни в ком не нуждается.
Если мужчина пришёл к состоянию расслабленной заземлённости (и женщина тоже, потому что если она в панике и тревоге, она закрывается), тогда уже его собственного движения достаточно, чтобы было понятно, чего он хочет. Нужно уметь просто идти, вести и ждать на протяжении всего движения.
– В этом смысле танго очень похоже на обычные здоровые отношения в паре.
– Абсолютно. Мужчина создаёт структуру, но на самом деле всё делает женщина. Вся структура – для неё. Моя мама, когда смотрит танго, говорит: "Я не понимаю, он же стоит на месте! Что он делает?" Я ей отвечаю: "Ты пойми, всё, что делает она, это делает он!"
Тело – самая первая форма памяти
– Чего такого не хватает мужчинам, что может дать им танго?
– Людям в целом, и особенно мужчинам, не хватает тактильной коммуникации. И речь не только про контакт с другим человеком, но и про практику собственного тела. Когда танцуешь, физический контакт и объятия – это основное. Но сексуальный подтекст, который приписывают танго, больше говорит о людях, которые смотрят танец со стороны. Фантазии формируются на дефиците тактильности.
В танго мы изучаем своё тело, как создаётся движение, что такое вес, где он должен быть. Тело – самая первая форма памяти. Всё записано в наших мышцах. Испытал стресс – заработал спазмы. Если не прорабатываешь тело, то не можешь жить осознанными эмоциями и будешь впадать в неожиданные для себя повороты: не хотел грустить или злиться, но почему-то грустишь и злишься. Тело – это и есть эмоции.
Образ любви для мужчины – это "сделать"
– Почему мужчинам сложно выражать свои чувства?
– В нашем обществе образ любви для мужчины – это "сделать". Сделать физически какой-то жест, материально ощутимый поступок. Это характерно для нашей страны и не только: любовь – это молча сделай. Не нужно говорить о чувствах. Построй дом, сделай вот это и это. А дальше что?
Танго – это коммуникация на более тонком уровне. И когда мужчина приходит в танго, неважно, чего он достиг. Важно, как он говорит на этом первичном языке. Кто-то может быть очень успешным в жизни, но эмоционально зажатым – и это сразу чувствуется в танце. Вот этому языку нас не учат, совершенно другому.
– Не учит кто? Семья?
– В целом в обществе ещё не сформировалось понимание, что это важно. Хотя всё меняется. Когда ты изучаешь танго, так сильно меняется твоё тело и так сильно и сразу меняются твоё мышление и восприятие, что это неизбежно сказывается на всём.
Конечно, людям, которые не занимаются танго и вообще своим телом, будет неведомо, каким образом связаны агрессия и отсутствие правильной физической нагрузки. Но связаны они очень сильно.
Цивилизованная имитация агрессии
– Танго считается одним из самых эмоциональных танцев. Можно ли чрезмерную агрессию и злость сублимировать в танце?
– Уже девять лет подряд школа танго Infuego, которую мы основали с Ириной Ли, ездит в Буэнос-Айрес на уроки с мэтрами танго. На занятиях с Карлитосом, нашим главным учителем, мы сильно погружаемся в психологию.
Музыка очень разная. Если слушаешь, например, танго Пульезе, ты должен разозлиться – как актёр. Ты не можешь быть мягким, нежным, это не та музыка. Ты должен научиться управлять своими эмоциями и их выражать. Если ты хочешь прожить злость, ярость – а они есть в танго-музыке, – тогда ты должен её интерпретировать, но, опять же, не подталкивая партнёршу.
Проведу параллель: у волков есть имитация агрессии, очень важная для стаи. Именно имитация, не чистая агрессия. Потому что, если они начнут по-настоящему драться, они просто вымрут. Они должны цивилизованно сымитировать агрессию, и тогда всё заканчивается хорошо: просто порычали и разошлись. Здесь – то же самое.
В танго ты проживаешь нежность, веселье, ярость, агрессию, печаль. И интерпретируя это через танец, ты в полной мере "закрываешь" эмоциональную жизнь, она полностью реализовывается. А так как ты это делаешь постоянно, систематически, ты свободен от гнёта эмоций. Может быть, это один из самых безопасных способов проживать эмоциональную жизнь – просто танцевать.
Испытание танцем
– Многие люди отказываются от танго. Из-за ревности партнёра, из-за стереотипов, навязанных обществом, из-за религиозных убеждений… Хотя на родине танца, в Аргентине, около 90% населения – верующие христиане, это не останавливает их от ежедневной милонги (танцевальные вечеринки, на которых участники обмениваются партнёрами). Как справляться с этими внутренними ограничениями?
– В ситуации выбора всегда можно отказаться от танго. Но тогда ты не узнаешь, что значит жить танцем. А можно со временем, пока вы самостоятельно или вместе с партнёром через это проходите, наоборот, укрепить отношения. У нас есть истории пар, которые не прошли испытание танго. Либо распались пары, либо пара уходила из танго, чтобы сохранить семью. Но неизвестно, сохранило ли это семью. Может, да, а может, нет.
Только первое время ты ищешь что-то другое в танго, но не само танго. Но увлечение, влюблённость можно найти где угодно. Если мы посмотрим среди докторов, среди журналистов и других профессий – то же самое. Дело же не в танце, дело в психологии. Люди везде одинаковые, независимо от того, где они находятся. Может, просто в танго всё будет происходить быстрее. Потому что тело требует жизни. Со временем подтекст совершенно уйдёт. И человек полюбит только танец.
Читайте также:
- "Для меня танец – это свобода": Как казахстанка вывела на сцену Парижа искусство этнобалета
- "Не пытаться выбелить свои смуглые лица". В Астане открылась выставка художницы Сауле Сулейменовой
- Азиатский Оскар. Три казахстанских фильма стали победителями кинопремии Asia Pacific Screen Awards