Началась самая длинная четверть. Как помочь школьнику справиться с нагрузкой
Третья четверть – самая длинная и, по мнению педагогов, самая сложная. Накопилась усталость, детям всё сложнее вставать рано, когда на улице ещё темно. Не случайно именно в третьей четверти предусмотрены дополнительные каникулы для самых маленьких – учеников нулевых и первых классов. Им сейчас приходится сложнее всего.
Психолог, преподаватель КазГЮУ Анна Поздеева поделилась советами, которые помогут сделать процесс обучения для ребёнка желанным и интересным.
– Анна Борисовна, как можно привить ребёнку любовь к учебе?
Мотивация к обучению, как и любая другая мотивация, формируется благодаря стимуляции. Поскольку сам ребёнок принадлежит к семейной системе, значит, сами родители будут для ребёнка главными мотиваторами.
Родителям важно транслировать их участие в его учебном процессе. Допустим, если ребёнок получает ту самую заветную пятёрку, родителям важно показать радость. С двойкой в дневнике они расстраиваются вместе с ребенком. Вместе думают, как исправить эту ситуацию. Но ни в коем случае не ругают.
Мотивация в семье связана с любовью, признанием, уважением и заслуженным поощрением – тем видом и способом поощрения, которые в этой семье приняты.
Понятно, что родителей нельзя считать профессиональными психологами или педагогами, если они таковыми не являются. Поэтому если мотивации к обучению у ребёнка нет, то можно порекомендовать обратиться к специалисту – психологу. В таком случае родителям остаётся только придерживаться точки зрения этих мотиваторов.
Родителям надо серьёзно относиться к учёбе ребёнка. Понимать, что это его основная деятельность. Как у родителей есть обязанности работать и обеспечивать семью, так и у детей есть обязанность учиться, создавать базу знаний.
Ребёнку нужен образец поведения. Часто дети любят брать пример со своих родителей. То есть если родители постоянно занимаются саморазвитием, то ребенку захочется им подражать.
– Какие ошибки родителей могут вызвать у школьников неприязнь к учебе?
– Базовая ошибка – обесценивающее отношение к учёбе ребёнка. Его можно заметить в таких случаях, когда родители любят говорить о себе и о сложности своей работы, при этом не беря во внимание сложность труда школьника. Например, часто мы можем услышать истории от знакомых о том, как можно ничего не делать в школе и при этом стать богатым и успешным без знаний. Это и есть обесценивание труда ребёнка.
Ещё одна ошибка – излишнее наказание за плохую учёбу и недостаточное или, наоборот, излишнее поощрение за хорошую.
Следующая ошибка – родитель не уделяет ребёнку внимания. Школьник выпадает из поля зрения родителя и понимает, что учёба нужна только ему самому. При этом старший никакой роли в процессе обучения не играет.
Другая серьёзная ошибка – родитель не видит реальности, а видит только нарисованный им самим образ ребёнка. Зачастую образ этот бывает излишне положительным. При этом родитель настроен против всего окружения и думает, что, к примеру, учитель занижает ребёнку оценку в школе. Такой опекун сам решает все проблемы школьника, зачастую излишне агрессивен по отношению к правилам в школе и преподавателям.
Ещё одна ошибка – разные требования от родителей. Например, мама постоянно твердит, что знания – не главное, главное – чтобы ребёнок был здоров. А папа требует пятёрок. Ребёнок в такой ситуации способен манипулировать мамой и папой, бесконечно сталкивать их лбами, создавать ситуацию конфликта. И при этом получать возможность ничего не делать.
Читайте также: В казахстанских школах создадут условия, чтобы дети могли читать книги и делать уроки
– Часто школьники перестают любить конкретный школьный предмет после первой плохой оценки. Как сделать так, чтобы баллы не расстраивали ученика, а напротив, вызывали мотивацию учиться?
– После первой оценки мотивация сбиваться не должна. Мотивация сбивается, когда идёт устойчивое негативное оценивание.
Если пошли первые негативные оценки, то с ребёнком надо обсуждать, как это исправить. Ни в коем случае не наказывать.
Однако в случае, если ребенок системно нарушает правила, наказание присутствовать должно. Ведь правила соблюдаются только тогда, когда есть выгода.
И любить школьный предмет совсем не обязательно. У ребёнка должно быть в жизни много объектов любви помимо школьных предметов. Здесь речь идёт не о любви, а об интересе к этому предмету.
Интерес же зависит от учителя или исходит из профессионального интереса ребёнка и из перспективности получаемых знаний. То есть сам предмет может быть неинтересен, но он важен для дальнейшей жизни, и ребёнок это осознаёт.
Читайте также: 3D-макеты и виртуальные лаборатории: как казахстанские IT-разработки делают учёбу нескучной
– А если в школе совсем нет друзей и от этого не хочется туда ходить, как помочь школьнику адаптироваться в обществе?
– Здесь стоит вопрос о социализации. По уровню социализации мы определяем способность человека следовать правилам общества и быть лояльным по отношению к тем, кто является частью этого общества.
Возможно, у ребенка просто отсутствуют базовые навыки коммуникации. Он не умеет быть интересным, понятным и приятным собеседником и человеком, с которым просто хочется продолжать общаться. В данном случае необходимо обратиться за помощью к психологу, чтобы восстановить коммуникативные навыки.
– Почему современные дети мало читают? И как изменить пренебрежительное отношение школьника к литературе?
– Да, с чтением книг сейчас возникают серьёзные проблемы. 40 лет назад книги были базовым источником информации, как и любые печатные издания. Сейчас же телевидение и интернет считаются главными источниками информации, поэтому чтение книг отошло на второй план. Однако книга не просто даёт информацию, она развивает грамотную речь, этим и выигрывает у остальных источников.
Чтобы ребёнок был читающим, важно знакомить его с интересными книгами. Если таких книг нет, значит, и желания читать у ребенка не будет. Такое чтение будет вынужденной мерой и к результатам не приведёт.
Поэтому мама и папа должны быть хорошим примером читающих родителей. Если они не мечтают о приобретении и чтении новых и интересных книг, значит, и у ребенка такого интереса не будет.
– Какие пункты в распорядке дня ребёнка могут облегчить процесс обучения?
– В распорядке дня важно чередование учебной деятельности и отдыха. Для каждого возраста ребёнка определено время, которое следует уделять учёбе. Превышение этого времени грозит переутомлением.
Для здоровья как физического, так и психологического ребёнку необходима дисциплина. Это значит, что в распорядке дня ключевую роль будет играть время подъёма и отхода ко сну. В среднем подростку необходимо 7-8 часов сна. Поэтому важно выстроить распорядок дня таким образом, чтобы время для отдыха была нормированным.
Следующий важный пункт в режиме дня – приём пищи. От количества и качества еды, регулярности приёмов пищи зависят энергичность ребенка и его самочувствие. В режим дня должны входить три основных приёма пищи и перекусы. Самым плотным приёмом пищи должен быть обед. Перекусы же не должны быть тяжёлыми.
Также мы уже говорили о значимости дополнительных занятий. Школьнику в течение дня нужна какая-то смена деятельности: например, физический труд или игра на каком-либо музыкальном инструменте.
Важно, чтобы ребёнок не насильно ходил на этот кружок, а по собственному желанию. В таком случае секция послужит для ребёнка психологической разгрузкой и поможет ему отдохнуть после учебного дня за партой.
Важным пунктом являются и прогулки на свежем воздухе, проведение времени в парках и скверах.
– Какой главный совет вы бы дали школьникам в начале третьей четверти?
– Третья четверть – возможность максимально хорошо продемонстрировать свои знания. И главное здесь – правильно организовать свой рабочий день, чтобы всегда была возможность отдыхать.
Читайте также:
- Третья четверть школьников Астаны начнётся с дистанционки
- Пилотным школам разрешат менять учебные программы и вводить в них инновационный контент
- Как научить ребёнка критически мыслить, или Нужно ли развивать soft skills в школах