Интервью с создателем Белки на Атакенте: Алматинцам нужно перестать быть потребителями
Майра Измайлова – директор креативного агентства Funk. Её компания знакома каждому казахстанцу по нашумевшему проекту – 12-метровой Белке возле алматинского "Атакента".
В интервью Informburo.kz Майра рассказала, как ей удалось убедить чиновников пойти на смелый эксперимент и почему с Белки она не заработала ничего.
– Майра, что привело вас в арт-индустрию?
– Я по образованию дизайнер. Хочу жить в красивом, креативном, классном городе, это искреннее и естественное желание. Люди всегда хотят лучшего. Раньше я остро реагировала на то, что считала неправильным, несовершенным. Но мало просто видеть минусы или плюсы, нужно что-то делать.
– Слоган вашего агентства: "Мы призываем жителей города выйти из потребительского состояния в созидательное". Казахстанцы, по-вашему, больше склонны к потреблению или к созиданию?
– Сейчас казахстанцы склонны к комфорту. Если вспомнить наше архетипичное прошлое, то в голову приходят образы кочевников, юрты, степь. Если бы те люди не созидали, они попросту бы умерли. Держаться и сделать что-то вместе – это я и называю созиданием. Мне нравится в нашем народе то, что несмотря на любые невзгоды, мы очень позитивны. Есть те, кто говорит "ой, койшы", "керек емес", но по большей части мы и наши предки больше радуемся жизни, чем нет. Этот позитив я и называю созиданием. Примитивная цепь "поел – сходил в туалет – умер" – это не про нас настоящих, сегодняшних.
– Вы устраиваете масштабные креативные проекты, фестивали, городские мероприятия, культурные события и арт-проекты. Какой это приносит доход?
– Сразу скажу, что предпочитаю работать с профессионалами. В 2009 году, когда мы начали с большой непрофессиональной командой проводить фестиваль FourЭ – это был для меня хороший опыт. Я только начала заниматься крупными ивентами и поняла, что с профессионалами мне гораздо спокойнее, быстрее и качественнее. У специалистов своего дела есть гонорары, ставки, и я стараюсь их удовлетворять, чтобы у людей было желание вернуться ко мне вновь. Тут зарплата команды очень ситуативная. Не секрет, что мои ребята собираются только на определённые проекты, я не держу штат сотрудников. Есть клёвая идея – мы берём и воплощаем её. Что касается доходов, то скажу так: у меня нет заказов, все мои проекты сплошь инициативные.
– Не опасаетесь в поисках новых способов выражения заплыть за буйки?
– Боюсь ли я сделать что-то запретное... Я уже заплывала за буйки: Белка на "Атакенте" – это, я считаю, ещё какой заплыв за буйки, взять тот же фестиваль Astana Art Fest, его сейчас нет, потому что это был заплыв за буйки. Там были очень смелые, трендовые, непонятные инсталляции.
– Астанчане отреагировали на выставку очень по-разному. Это город-портфель, но там с недавнего времени формируется интересующаяся, творческая молодёжь. Астанчане благодарные, они запоминают, им присущ детский интерес, они легко могут подойти и спросить о чём-то тебя.
– Проект Белки на "Атакенте" ваша компания воплотила совместно с акиматом Алматы. Легко ли сотрудничать с властью в целом и как вы относитесь к Бауыржану Байбеку и его реформам в частности?
– Я считаю, что аким Алматы проводит толковые реформы, как бы его ни критиковали. Мне нравится, что он делает. Он прогрессивный и идею с Белкой всецело поддержал. При Ахметжане Есимове (был акимом Алматы в 2008-2015 годах. – Авт.), я, возможно, была чистым потребителем, я не следила за тем, что происходит вокруг, жила в своём мире. Сейчас мне хочется, чтобы в этом городе мне и моим близким было интересно и комфортно жить. К акиму в кабинет мне ходить нет необходимости, а если даже она возникнет, то я сделаю это на общем приёме граждан. Так я поступила, когда хотела поделиться задумкой фестиваля FourЭ: я просто записалась на приём в акимат, и в порядке общей очереди представила свой проект.
– Вы приглашаете в свои проекты людей с именем, таких как британский автор алматинской Белки Алекс Ринслер. Как ведёте переговоры? Говорите ли заранее акимату или заказчикам стоимость проекта или пытаетесь сторговаться?
– Всё начинается с переговоров. Мы наблюдаем за интересными авторами постоянно, затем налаживаем контакт с тем, чья работа заинтересовала. Далее пишем письма, предлагаем сделать коллаборацию с местными, казахстанскими художниками. Что касается Алекса, то он согласился приехать в Алматы, здесь он наблюдал за животными, это его фишка. Затем, когда мы уже ударили по рукам, встал выбор – голубя или белку поставить. В итоге остановились на белке, это определённо зверёк из старой Алма-Аты, здесь его помнят и любят.
– Белка на "Атакенте" – совместный проект государства и агентства Funk. Стоимость объекта составляет 23 млн тенге, из них 15 млн выделили из бюджета Алматы. Остальную часть вы вложили из своего кармана. К чему вашему агентству такие траты?
– Отвечу так: это не пиар, а желание довести дело до конца. Мы немного просчитались с её строительством. Белка и планировалась такой большой, в 12 метров, но мы рассчитывали потратить на неё 15 млн тенге, туда входил по смете и гонорар Алексу, и затраты на строительство. В ходе работы выяснилось, что конструкция из металла требует усиления, дополнительных материалов. Дорабатывая Белку, учли и сейсмичность региона, она выдержит сильное землетрясение. Финансы отняла и покупка качественного дерева, и дополнительные рабочие дни, которые мы оплатили строителям. В итоге мы оказались в минусе, но что делать, если частные инвестиции найти не успеваешь, а проект сдавать нужно? Мы вложили свои деньги.
– По проекту "Алматы – тёплый город" был объявлен конкурс на создание объектов городской среды. Было подано более 50 заявок, в итоге отобрали 16 из них. Расскажите, как происходил отбор и что стало с этими работами?
– Жюри конкурса "Алматы – тёплый город" курировал автор Белки Алекс Ринслер. Акимат пошёл навстречу инициативе и предложил оформить 10 участков в "золотом квадрате" Алматы, на которых власти города были бы готовы реализовать конкурсные проекты, поэтому все заявки на конкурс – адресные, дизайнеры и архитекторы работали с любимыми локациями в южной столице. В итоге в конкурсе приняли участие 37 человек, из них жюри выбрало пять победителей. Финалистам выпал шанс реализовать свой проект, они получили от организаторов по 100 000 тенге.
– Вы запустили такой проект как эко-фестиваль FourЭ – международный трёхдневный праздник под открытым небом. Почему покинули проект и кто теперь им занимается?
– FourЭ – один из лучших моих проектов, которому отдано семь лет жизни. Почему покинула проект? Потому что в 2017 году у меня произошло наслоение, навалилось много всего, я была ответственна за другие серьёзные мероприятия. Люблю внедряться целиком, а тут как раз начали осуществляться идеи, которые мы долго воплощали в жизнь. Так я решила отойти от FourЭ, которое было уже наработано и стояло на рельсах. Сейчас фестивалем занимается другая команда. А наше агентство занимается зимним проектом. 22 и 23 декабря в Алматы мы проводим самый масштабный семейный фестиваль Winter Family Party. В течение двух дней на площади возле Белки, перед КЦДС Atakent, будет организована целая серия бесплатных крутых мероприятий. Кроме катания на коньках гостей ждут показательные выступления фигуристов, концерт казахстанских исполнителей. Любители танцев смогут посетить зумба-марафон, театралы – перформансы и выступления городских театров. А вечером всех ждёт новогодняя видеопроекция на арт-инсталляцию Белка. Приходите, мы рады каждому гостю!