Что такое ракетно-космический комплекс "Байтерек"? Какие ракеты и когда планируют с него запускать? За что отвечает в этом проекте Россия, а за что – Казахстан? 

История "Байтерека"

В январе 2004 года президенты Казахстана и России Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали соглашение об эффективном использовании комплекса "Байконур".

Таким образом, на уровне первых руководителей два государства признали необходимость модернизации эксплуатируемых и создания новых экологически безопасных космических ракетных комплексов (КРК). Комплексов, которые участвовали бы в реализации и национальных, и международных коммерческих космических программ, и которые должны стать основой для дальнейшего развития казахстанской и российской космонавтики.

Фото Informburo.kz

В 2005 году по постановлению казахстанского правительства на космодроме "Байконур" было создано совместное казахстанско-российское предприятие "Байтерек". Его учредителями стали Комитет госимущества и приватизации Министерства финансов РК и Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева.

Стороны договорились о следующем: Россия должна была построить новую ракету, а Казахстан обязался инвестировать в модернизацию наземных комплексов.

Так начался проект, получивший название "Байтерек". Поначалу за основу взяли ракету тяжёлого класса "Ангара-5" и соответствующую наземную космическую инфраструктуру. Первые лётные испытания планировалось провести в 2010 году, первый пуск – в 2012-м.

Однако в начале 2012 года Талгат Мусабаев, бывший тогда главой "Казкосмоса", сообщил, что Казахстан официально предложил России подтвердить целесообразность строительства КРК "Байтерек". Он указал, что с начала реализации проекта его цена выросла с 223 млн до 1,64 млрд долларов (более чем в семь раз). Мусабаев напомнил, что Россия на тот момент рассматривала возможность пусков ракеты-носителя "Ангара" с космодрома "Восточный".

"Если российская сторона не будет принимать участия в финансировании и создании комплекса "Байтерек" на базе ракеты-носителя "Ангара" и не будет рассматривать вопрос о предоставлении гарантий о снижении рисков, то дальнейшая реализация проекта нецелесообразна", – сообщил Талгат Мусабаев.

Наконец в середине 2013 года был подписан трёхсторонний протокол (с участием не только "Казкосмоса" и "Роскосмоса", но и космического агентства Украины) о сотрудничестве и реализации проекта "Байтерек" на базе ракеты-носителя "Зенит".

Стартовый комплекс на "Байконуре" / Фото Informburo.kz

Эта ракета-носитель среднего класса, созданная советскими конструкторами, была самой продвинутой в техническом смысле. Двигатель "Зенитов" стал мировым рекордсменом по тяге (740 т на уровне моря), процесс подготовки к пуску был максимально автоматизирован (так называемая концепция безлюдного старта).


Читайте также: Любимая ракета Илона Маска. Что Казахстан и Россия делали с ракетой "Зенит"


Размерность "Зенита" тоже была удачной: почти 14 тонн на низкую орбиту. Эти показатели превосходили 7 тонн, которые могли поднимать "Союзы". Кроме того, в стартовом комплексе был специально создан задел для возможных пусков более тяжёлых модификаций.

Ракетно-космический комплекс "Байтерек" был выведен Россией из аренды и передан Казахстану в 2018 году.

Фото Informburo.kz

Космодром в космодроме

Специалисты называют космический ракетный комплекс "Байтерек" на "Байконуре" космодромом в космодроме. Здесь имеется всё необходимое для сборки, обслуживания и запуска ракеты-носителя. Хотя крайний пуск "Зенита" с казахстанского космодрома произошёл пять лет назад, все производственные площадки находятся в идеальном состоянии. За их исправностью следят казахстанские специалисты СП "Байтерек".

По информации руководства предприятия, в проекте задействованы 139 граждан РК (92% от общего числа сотрудников): 35 казахстанцев занимаются непосредственно сопровождением проекта создания КРК "Байтерек", 104 – эксплуатацией объектов КРК "Зенит-М".

"Также специалисты нашего предприятия в период с 2016 по 2018 год проходили стажировку, непосредственно участвовали в эксплуатации ракетного комплекса и запуске ракеты космического назначения "Протон-М". С 2018 года, после передачи объектов наземной космической инфраструктуры "Зенит-М" в собственность Казахстана, специалисты прошли обучение и стажировку в специализированных организациях для самостоятельной работы по эксплуатации объектов КРК "Зенит-М", – рассказал Informburo.kz генеральный директор СП "Байтерек" Куат Мустафинов.

По его словам, проект "Байтерек" создаётся путем модернизации комплекса "Зенит-М", поэтому поддержание в работоспособном состоянии и сохранность его объектов является одной из важных задач казахстанской стороны. Кроме того, непосредственное участие специалистов в проекте в будущем будет способствовать эффективной организации и эксплуатации модернизированного ракетного комплекса "Байтерек" и пусков ракеты-носителя "Союз-5".

По Центру эксплуатации и испытаний пока ещё "Зенитов" корреспондентов Informburo.kz провёл главный специалист группы эксплуатации монтажно-стыковочного оборудования Асылбек Альмаханов.

"Здесь производится транспортировка отдельных ступеней ракеты-носителя на железнодорожную платформу, – рассказал он. – С помощью мостовых кранов, грузозахватных средств эти ступени перекладывают на специальные тележки, а затем их стыкуют в единую ракету. После этого она перегружается на транспортно-установочный агрегат, находящийся снаружи здания, проводится проверка связи между ступенями, электрической части".

Асылбек Альмаханов в Центре эксплуатации и испытаний / Фото Informburo.kz

В ближайшем будущем здесь всё будут модернизировать: усиливать полы, стены, менять оборудование с учётом габаритов обновлённой ракеты. Этим после демонтажа старого оборудования займутся производители нового. "Байтерековцам" предстоит принять помещения под ключ и взять на себя дальнейшую эксплуатацию.

Установщик – одна из составных частей подъёмно-транспортного оборудования. Это специализированная железнодорожная платформа. Колея для неё самая обычная – 1520 мм, но на самой платформе в верхней части установлена стрела с верхней и нижней опорами, предназначенными для укладки и закрепления собранной ракеты космического назначения (РКН).

Транспортно-установочный агрегат / Фото Informburo.kz

"Существующий транспортно-установочный агрегат, оставшийся в наследство от "Зенитов", будет списан и утилизирован. Новая ракета-носитель будет больше в диаметре, длиннее, тяжелее. Поэтому после рекогносцировки, проведения эскизного проектирования было принято решение создать новый установщик, так как объём доработок по прежнему оборудованию слишком большой", – сообщил начальник группы эксплуатации подъёмно-транспортного оборудования Андрей Жуков.

Далее по технологии (которой будут придерживаться и в будущем) собранная ракета транспортируется на стартовый комплекс на нулевую отметку. Здесь стрела установщика переведёт ракету-носитель в вертикальное положение и установит на опору пускового стола.

Перед пуском "Зенитов" в течение трёх дней, пока проходили проверки систем управления ракеты-носителя, РКН стояла на опорах пускового стола, по-прежнему поддерживаемая стрелой установщика.

Заместитель директора филиала СП "Байтерек" Азамат Досжанов провёл корреспондентов Informburo.kz туда, куда не каждый может, но уж точно многие мечтают попасть, – на пусковую установку № 1 площадки № 45.

Азамат Досжанов на стартовом столе "Зенитов"

Всего с "Байконура" прошло 48 пусков "Зенитов", из них с площадки 45/1 – 46. Со второй установки было произведено всего два пуска, последний, что произошёл 4 октября 1990 года, закончился аварией и полным разрушением площадки.

Как только ракета оказывается на нулевой отметке, людей на площадке не должно было оставаться. Все стыковочные операции проводились в автоматическом режиме, ими управляли из подземного командного пункта. За три часа до запуска начиналась заправка экологически чистыми компонентами топлива – керосином и кислородом, а также гелием для надува. Этот процесс заканчивался за 90 секунд до пуска.

"Персонал уходил со стартовой площадки перед началом заправки ракеты, вход за людьми герметично закрывался. Вот поэтому удалось избежать человеческих жертв во время памятной аварии на пусковой установке в 1990 году", – напомнил начальник группы эксплуатации стартового оборудования Нармат Фарух.

Нармат Фарух в мозговом центре комплекса – командном пункте / Фото Informburo.kz

По его словам, сейчас ведутся работы по модернизации стартового комплекса под новую ракету "Союз-5". В рамках проекта необходимы ремонтно-восстановительные работы на площадке, замена основных систем и оборудования.

Тоннель, который проходит под землёй непосредственно от пусковой площадки до пункта управления, специалисты называют "дорогой жизни".

"Дорога жизни" / Фото Informburo.kz

О новом "Союзе"

По данным разработчиков ракетно-космической корпорации "Энергия", "Союз-5", как и "Зениты", будет ракетой-носителем среднего класса, способной выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн полезного груза. Увеличение полезной нагрузки повлечёт за собой и изменение габаритов новой ракеты.

"Зениты" весили 464–470 тонн, "Союз-5", как заявлено российской стороной, будет весом не меньше 535 тонн.

Наконец, "Союз-5", как ожидается, будет больше "Зенита" в диаметре на 20 см.

Разработка ракеты-носителя включена в действующую Федеральную космическую программу РФ. Прежде для "Зенитов" до 85% комплектующих производили в России, но двигатели второй ступени РД-120 производились днепропетровским "Южмашзаводом" (Украина). Теперь вместо них планируется устанавливать двигатели РД-0124А, применяемые на третьей ступени ракеты "Союз 2.1б".

Шар-баллоны для хранения одного из компонентов топлива ракеты – жидкого кислорода / Фото Informburo.kz

Кроме того, для "Союз-5" будут внесены незначительные изменения в наземную инфраструктуру. Будут изготавливаться новые грузозахватные средства, монтажно-стыковочные тележки. Их изготовителями заявлены российские предприятия – космический научно-производственный центр имени Хруничева и НИИ стартовых комплексов имени Бармина.

По предварительной информации разработчика "Союз-5", изготовление и испытание составных частей ракеты, разработка рабочей конструкторской, эксплуатационной и проектно-сметной документации идут согласно графику. По информации СП "Байтерек", поставка на космодром "Байконур" ожидается в августе 2024 года.

"Согласно Генеральному плану-графику проекта, запуск РКН "Союз-5" с модернизированного комплекса "Байтерек" планируется в декабре 2024 года. К этому времени все запланированные работы по модернизации и реконструкции объектов космического ракетного комплекса "Зенит-М" и отведению районов падения отделяющихся частей ракеты-носителя планируется завершить", – сообщил руководитель "Байтерека" Куат Мустафинов.


Читайте также: