Банк заблокировал карту: почему это произошло и что можно предпринять
Статистика Нацбанка Казахстана показательна. Количество банковских карт в обращении по итогам 2023 года составило 75,8 млн (всего за один год этот показатель подрос на 16%).
Только в марте 2024 года физические лица с помощью платёжных карт совершили операций на общую сумму 13,8 трлн тенге (+ 8,3% в сравнении с мартом 2023 года). Держатели платёжных карт провели 20,6 млн операций по снятию наличных денег на сумму два трлн тенге.
Но есть и другие статданные. В 2023 году количество блокировок счетов физлиц составило 38,5 млн (блокировка накладывается на все счета – расчётный, кредитный, депозитный, валютный). Более чем у миллиона казахстанцев заблокировано сразу несколько счетов.
В масштабах страны можно без преувеличения говорить о том, что каждый четвёртый счёт в Казахстане находится под арестом.
Причём под блокировку попадают счета не только физлиц, но и юридических. Расчётные счета предпринимателей, которые используются для финансовых операций (расчёт с контрагентами, уплата налогов, приём безналичных платежей), тоже могут быть заблокированы.
Чаще понятие "блокирование" в рамках казахстанского законодательства используется только в отношении платёжных карточек. Под этим понимается полный или частичный запрет на осуществление операций, в том числе на оплату товаров и снятие денег.
Следовательно блокировка расчётных счетов и ограничение операций по картам более чем реальны. Разбираемся подробно, что может послужить поводом и какой возможен выход из ситуации.
№1. Почему могут заблокировать карту
Согласно правилам выпуска платёжных карточек, а также требованиям к деятельности по их обслуживанию, возможно несколько ситуаций, при которых банк блокирует карту:
- если сам клиент сообщил в банк о краже денег (при несанкционированном доступе третьих лиц) или утере карты, с последующим письменным заявлением в отделение банка с требованием заблокировать карту;
- на основании решений/постановлений уполномоченных государственных органов (например, налоговая, прокуратура) и/или должностных лиц (к примеру, судебных исполнителей) о приостановлении операций по счетам, аресте денег в соответствии с процедурами, определёнными законодательством Казахстана.
Банк вправе по собственной инициативе блокировать карту, если:
- держатель карточки нарушает условия договора о её выпуске или этого требует казахстанское законодательство;
- существуют обстоятельства, которые, по мнению банка, могут привести к ущербу для клиента, банка или третьего лица;
- есть опасность проведения несанкционированных операций;
- банк имеет достаточно подозрений в том, что карточка и/или счёт используются для совершения мошеннических операций, легализации (отмывания) денег и/или финансирования террористической, иной противозаконной деятельности;
- клиент допустил овердрафт или имеет любую непогашенную задолженность перед банком;
- в национальное законодательство внесены изменения, ограничивающие операции по карте и/или счёту.
В договоре о выпуске платёжной карточки могут быть прописаны и другие условия, при которых банк вправе заморозить все денежные средства и не позволить проводить расчёты.
№2. Каковы различия между блокировкой счёта и карты
Действительно, понятия "карта" и "счёт" различаются. По сути карта – это инструмент для пользования деньгами на счёте. В одном банке у одного клиента может быть несколько счетов разного типа: текущий, кредитный, депозитный, валютный.
Или напротив – к одному счету можно привязать несколько карт. Предприниматели могут иметь два и более расчётных счёта как в одном банке, так и в нескольких.
Если карту заблокировать, то доступ к счёту через карту пропадёт. Счёт заблокировать нельзя (впрочем, согласно ст. 27 Закона "О платежах", на банковский счёт тоже могут быть наложены ограничения, к примеру, банк может запретить снятие наличных или осуществление переводов). В случае блокировки карты банковский счёт по-прежнему остаётся открыт для клиента. Но для этого необходимо обращаться непосредственно в банк.
Срок действия карты ограничен, а счёта – нет. Если срок действия карты закончился, то после перевыпуска новая карта будет привязана к старому счёту – номер, CVV‑код и срок действия карты обновятся, тогда как реквизиты счёта останутся прежними.
№3. Что делать, если банк заблокировал карту
Алгоритм действий может различаться в зависимости от причины, по которой банк заблокировал карту. В том случае, если карта была заблокирована по просьбе самого клиента (из-за утери, кражи или подозрений, что данные карты попали к мошенникам), то карту можно перевыпустить, и всё будет работать как прежде.
При блокировке платёжной карточки по инициативе банка (если клиент допустил просрочку по кредитам, из-за взысканий по судебным спорам, из-за подозрений в финансировании терроризма и прочего) необходимо обратиться в службу поддержки банка, чтобы узнать причину блокировки. Как правило, банк присылает соответствующее сообщение в мобильном приложении или по SMS. Но случается, что карту блокируют раньше, чем приходит уведомление.
Как можно поступить (в зависимости от причины ограничений):
- полностью погасить долг;
- оспорить правомерность блокировки через суд;
- признать себя банкротом;
- закрыть счёт.
Отметим также, что банк не вправе снять блокировку без:
- документов, подтверждающих погашение задолженности;
- решения суда о неправомерности блокировки счëта;
- обращения судебного пристава (касается также банкротства).
С необходимыми документами и заявлением о разблокировке счёта следует обратиться в банк. Там снимают блокировку в течение нескольких рабочих дней.
№4. Что делать, если заблокировали зарплатную карту
Если карта зарплатная, на неё также будут поступать средства, доступ к которым будет полностью закрыт. Блокировка означает, что на все расходные операции накладывается запрет (банк блокирует только в соответствии с распоряжениями уполномоченных госорганов или должностных лиц).
Однако по законодательству (п. 3 ст. 115 Трудового кодекса РК), размер ежемесячного удержания из заработной платы, причитающейся работнику, не может превышать 50%.
Воспользоваться доступными финансами вполне реально, но сделать это можно только в отделении банка. Там же можно пополнить счёт, чтобы погасить задолженность.
№5. Какие счета банк не имеет права блокировать и ограничивать
Не подлежат аресту или списанию в пользу взыскателя пособия и льготы.
Арест нельзя наложить на:
- алименты;
- пособия на детей;
- выплаты по инвалидности;
- пенсии по потере кормильца;
- выплаты жилищных строительных сбережений;
- образовательные накопительные вклады;
- страховые вклады.
Если в акте об аресте денег указано несколько счетов и на одном из них достаточно денег, подлежащих аресту, то не подлежат аресту деньги, находящиеся на других счетах, даже если они перечислены в акте.
Что же касается юрлиц, то в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса арест банковских счетов налоговыми органами производится при налоговой задолженности более 6 МРП (22 152 тенге в 2024 году). Это означает, что счета по долгам менее 6 МРП госорганы арестовать не вправе.
Однако по социальным платежам арест банковских счетов компании производится при задолженности от одного тенге и выше. Поскольку это является задолженностью по работникам организации (поступления в их пенсионные фонды, фонды социального и медицинского страхования).
№6. Куда обращаться, если карту заблокировали необоснованно
Если возникли сомнения в законности действий банка, то, кроме самого финансового учреждения, выпустившего карту, можно обратиться за защитой своих прав:
- в судебные органы;
- в Департамент защиты прав потребителей финансовых услуг Национального банка Казахстана.