Никто не любит конкурентов
Яков Фишман уверяет, что никакого контроля за качеством на базаре нет. "Все яйца в сети - с наших птицефабрик, и они стоят 18-21 тенге за штуку. На базаре же их предлагают по 11-12 тенге за штуку. Они идут серым импортом из России. Мы поддерживаем местного производителя, даём ему место на полке, а на рынках торгуют чем хотят", - сказал он.Начнём с того, что базары – это такой же субъект предпринимательства. Около 50% потребителей, а в кризисный период до 70% - обращаются к услугам базаров. Согласно законодательству Республики Казахстан, все нормативные правовые акты действуют одинаково и для крупных субъектов предпринимательства, и для МСБ - не важно, развлекательный это центр, магазин у дома или отдельно стоящие прилавки. Думаю, что торговые сети чувствуют в базарах определённых конкурентов. Да, есть вопросы формата базаров. Но сейчас вносятся изменения и дополнения в законодательные акты о приведении их в соответствующий вид. Начался процесс модернизации.
Зато на базаре дешевле
Государство как регулятор не может допустить, чтобы на рынки стекалась контрабанда. Естественно, на рынках есть службы ветбезопасности, лабораторная экспертиза овощей, мёда, яиц и т.д. Во главе всех этих служб стоит государственный инспектор, уполномоченный орган, который последним ставит свою подпись и даёт добро на реализацию. Конечно, есть не совсем добросовестные исполнители, но это уже вопрос другой. То, что рынки и торговые сети должны предоставлять одинаково безопасную продукцию, - никто не оспаривает. Почему на базаре дешевле? Это связано с арендой торговых помещений. На базаре упрощённая процедура аренды, соответственно и упрощенная форма реализации. Если кто-то с торгового ряда будет реализовывать товар по более высоким ценам, люди скажут: "Зачем мне на этом рынке покупать?". Условия хранения товаров в магазинах позволяют ставить более высокие цены. На рынке этого нет. В основном там реализуется свежая продукция.
Люди приходят торговаться и общаться
Мы подвержены каким-то рекламным трендам. Нам навязывают мысль о том, что товары лучше приобретать в торговых сетях. Но мы не должны забывать о том, что базары у нас в крови. Взять, к примеру, оптово-торговый комплекс "Бекшанхай". Он вырос из обыкновенного рядового базара. Хороший комплекс, стационарный. Но вся торговля ведется, как и велась, вокруг этого объекта. Потому что люди сюда приходят торговаться и общаться. Когда человек заходит в магазин, там совсем другая обстановка. Другой психологический климат. Этот факт влияет на потребительский выбор. Базары – это национальный колорит, привлечение туристов. Кому-то интересно покупать овощи возле дома, кому-то – на базаре. И это не возбраняется. Мы должны предоставить бизнесу все формы реализации товара.