Представители Нацпалаты, кстати, уже сделали заявление, что последняя инициатива Правительства по увеличению определённых налоговых ставок и созданию новых форм налоговых отчётностей нанесёт определённый удар по казахстанскому бизнесу. Они даже подготовили письмо-обращение депутатам Парламента, которые сейчас как раз и рассматривают законопроект.
Правительство же всеми силами пытается состричь шерсть с овцы под названием "казахстанский бизнес". Во-первых, потому что оно больше не может рассчитывать на Национальный фонд, на использования его ресурсов для тех или иных антикризисных программ, кроме уже отобранных.
В рамках программы "Нурлы Жол" из Национального фонда в бюджет страны выделяют определённые деньги - так называемый трансфер, на который установлен лимит. То есть Правительство больше не должно рассматривать Национальный фонд в качестве той самой бездонной денежной бочки, откуда они постоянно брали деньги для спасения тех же системообразующих банков, для финансирования тех или иных дорогостоящих государственных программ.
Естественно, заявление Президента о том, что Правительство сейчас должно начать искать внутренние ресурсы для пополнения казахстанского бюджета, автоматически предполагало попытку усиления собираемости налогов. Однако при этом не было учтено, что это негативно отразится на казахстанском бизнесе. Если раньше основная нагрузка лежала на плечах крупного и среднего бизнеса, то сейчас, с учётом всех изменений в налоговое законодательство, существует определённая угроза и для малого предпринимательства, даже для микробизнеса.
Эти два игрока - Правительство и Национальная палата предпринимателей сейчас пытаются перетянуть одеяло на себя. Каждый из них стремится убедить государство в том, что именно их точка зрения является верной.
На самом деле, ситуация парадоксальная. Я могу согласиться с мнением Булата Утемуратова, что усиление давления на бизнес за счёт повышения налогов вызовет обратный эффект. То есть может привести к тому, что часть бизнеса уйдёт в тень, а другая часть будет окажется в ситуации хуже, чем сейчас.
Лично я считаю, что на данный момент более оптимальным вариантом было бы не столько попытаться превратить казахстанский бизнес в "дойную корову", а всё-таки внимательно посмотреть на то, как тратят государственные деньги наши чиновники.
На самом деле в Казахстане деньги есть. И они выделялись в достаточно больших объёмах нашим профильным министерствам, областным акиматам и разным госструктурам на реализацию тех или иных бюджетных программ. Пора бы уже этим ведомствам продемонстрировать результаты. Если посмотреть на данные Счётного комитета, то каждый год мы наблюдаем опасную тенденцию, когда деньги, либо не осваиваются, либо осваиваются, но не всегда так, как хотелось бы. Либо есть факты определённого злоупотребления. И это говорит о том, что существующий бюрократический аппарат Казахстана купается в больших денежных потоках, но от его телодвижений никакой пользы Казахстану нет. Наши чиновники хотят обеспечить финансово-экономическую стабильность в стране за чужой счёт. Сами же не хотят затягивать пояса и урезать свои финансовые расходы.
Мне кажется, что Правительство не должно изыскивать деньги в обществе или в бизнесе, а должно пытаться сэкономить за счёт госаппарата. Возможно, урезать те или иные ненужные и непрофильные расходы для наших чиновников, ужесточить ответственность за трату государственных средств.
Необходимо повысить эффективность работы бюрократического аппарата, провести определённую оптимизацию финансовых расходов в этом бюрократическом аппарате, ужесточить ответственность всех структур, которые следят за расходами государственных средств. Я стопроцентно уверен, если это будет сделано, у Правительства найдутся довольно серьёзные финансовые ресурсы.