К примеру, Кыргызстан находится на патриархально-традиционном уровне развития, Казахстан строит индустриальное государство, а Россия относительно недавно намеревалась выйти даже на постиндустриальный уровень. Несмотря на это мы требуем от стран-участниц полноценного участия и вклада в союз. А нужно дифференцированно проводить интеграционную политику между странами евразийской пятёрки и исходить из иерархии их возможностей. Так дело пойдёт быстрее.
Проблема ещё и в том, что все страны входящие в Евразийский экономический союз (ЕЭС) действуют разнонаправленно. К примеру, Белоруссия регулярно шантажирует Россию по самым разным вопросам, начиная с экономических и заканчивая стратегическими. Но разве партнёры так себя ведут? Понятно, если бы это была разовая акция, но ведь Белоруссия выясняет отношения с Россией ровно столько, сколько существует евразийский интеграционный процесс.
Возьмите ту же Армению, которая участвует в ЕЭС только в обмен на гарантии сохранения Нагорного Карабаха в ареале своей государственности. Эта страна дезориентировала Европейский союз (ЕС), убеждая его в том, что разделяет его позицию и отвергает интеграционные предложения России. Теперь же Армения вступила в ЕЭС и в очередной раз отвернулась от ЕС.
Кыргызстан вообще в периоды своей острой экономической несостоятельности поочерёдно предлагает себя, то США, то России. Вопрос лишь в том, кто больше даст денег, которые нужны для того, чтобы обезопасить себя от очередной "тюльпановой революции".
Казахстан балансирует между следованием своей инициативе, то есть строительству евразийского интеграционного объединения, и воспрепятствованием угрозам захвата своих северных территорий. Такой угрозы не существует. Разве что гипотетически. Тем не менее, Казахстан из-за этого вынужден корректировать свою интеграционную политику.
Что же касается России, то с одной стороны, она продвигает интеграционный процесс на институционально-правовом уровне, оказывает экономическую помощь Белоруссии, Армении, Кыргызстану. А с другой стороны, мы видим выраженный протекционизм, то есть защиту внутреннего рынка от своих евразийских союзников через систему определённых ограничений. Считается, что такая политика способствует развитию национальной экономики. Но опять же: союзники так не поступают, тем более в отношении таких экономически немощных стран, какими являются Кыргызстан и Армения. Не знаю как Белоруссия, но Казахстан в той или иной степени ощутил на себе негативные последствия такого "союзничества".
Вопросы национализма и ксенофобии до сих пор остаются актуальными. Россия почему-то не создаёт действенный правовой заслон этим явлениям, не пытается покончить с этим. А ведь граждане из интегрированных стран, те же киргизы, армяне, как раз испытывают на себе все прелести вот таких "дружеских" проявлений.
Россия, как правило, не согласовывает свои действия с партнёрами. К примеру, те же антисанкции были приняты без консультаций и выработки общих мер с Казахстаном и Белоруссией. Понятно, что удельный вес Казахстана во взаимоотношениях с Россией мал. Но нужно помнить, что мы подписывали договор о Союзе - и мы теперь в одной экономико-политической связке. Почему же в России не подумали, что такие действия могут где прямо, а где косвенно повлиять на положение и экономику Казахстана?..
Самое тревожное, что сейчас происходит - это милитаризация России. Зачем? Кто ей угрожает? НАТО? ИГИЛ? Тогда почему бы на уровне выверенного анализа, обоснованных данных не показать, что есть серьёзные основания для внешней военной угрозы и увеличения расходов на оборону? Этот вопрос прямо затрагивает и интересы Казахстана, так как он связан с Россией обязательствами не только в рамках ЕЭС, но и других объединений.
Беспокоит ещё и то, что наш главный партнёр по евразийской интеграции занимает антизападную, антиамериканскую, антилиберальную, а в ряде случаев и антирыночную позицию. Несмотря на то что это вредит в первую очередь ему самому. Либеральные ценности, свободный рынок, демократия - не западные изобретения, это общечеловеческие достижения. И японцы, и китайцы, и корейцы, и малазийцы, и другие преуспевшие страны пользуются рынком, либеральными ценностями, не считая при этом их американскими.
Чтобы интеграционный процесс заработал, нужно делать всё поэтапно и основательно. Нужно осуществлять естественный объединительный процесс. Не надо спешить, ведь мы живём на сопредельных территориях, значит, никуда не денемся друг от друга. Мы не интегрируемся с Канадой или Японией. Я бы сказал, мы обречены на интеграцию с соседями в хорошем смысле этого слова. И нет смысла связывать наше объединение с антиамериканизмом. Наоборот, с американцами нужно дружить. Если не получается, то следует хотя бы выстроить честные конкурентные отношения, но никак не то, что мы сейчас наблюдаем. Антизападную риторику, выпады нужно исключить, трансформировав их в цивилизованное партнёрство.
Сегодня нам необходима новая концептуальная модель евразийской интеграции, нужна новая идеология. Та, которая была предложена в 1994 году нашим Президентом, работала на общий каркас евразийства. Новый этап требует современного идеологического осмысления.То поколение, которое было воспитано на объединявших нас ценностях и принципах, уже уходит. Поэтому нужно использовать оставшийся, не дискредитировавший себя потенциал исторического единства наших народов, проживающих по соседству на территории Евразии. А для этого, прежде всего, повторюсь, необходимо исключить национализм в той форме, в которой он сейчас проявляется в России.
Нужно также исключить радикально-консервативные проявления в политике и экономике. Мы ещё не вкусили либерализма, а уже занимаемся консервацией того, чего не существует. Что Казахстану, что России - необходимо в полной мере пройти вот эту стадию либерализации, как исторически это делали другие страны.
Возможно, необходимо признать, что интеграция поэтапно ведёт нас всех к политическому союзу с сохранением суверенитета стран ЕЭС. Вспомните, Европейский союз тоже с этого начинался, экономическое объединение завершилось государственно-политическим объединением без утраты суверенитета. Не надо это скрывать от народа и дезориентировать его, нужно говорить об этом, чтобы люди знали, что их ожидает в перспективе, что будет через 10-15 лет.
Экономистам, политологам, социологам необходимо выходить из экспертно-академической оболочки, делать всё для того, чтобы их рекомендации работали, причём не в каких-то отдельных сферах, а в глобальном пространстве.
Необходимо объяснять народу, населению своих стран - чего мы ждём от интеграции на этом новом этапе, когда происходит спад экономики. Странам-союзникам необходимо оказать друг другу поддержку. Казахстану же сейчас важно подумать, каким образом поддержать Россию, с тем чтобы она вновь повернулась к миру своим подлинным лицом, своими достижениями, которыми она веками обогащала человечество и по праву занимала место среди передовых стран мира.