Очень часто в дискуссиях поднимается идея о необходимости структурных и/или институциональных реформ, но очень мало говорится о том, какими они должны быть. Важным фактором, который зачастую ускользает от понимания, является то, что реформы делаются ради чего-то, ради каких-то целей. Реформы являются обычными шагами по изменению ситуации, и если эти шаги делаются в одном направлении, то мы имеем движение, а если шагать то в ту, то в другую сторону – это топтание на месте.
Институты реформируются тогда и в том случае, когда они утрачивают смысл или в принципе не могут эффективно работать для реализации определённой политики. Причём под политикой понимается сбалансированный комплекс мер, часть которых может быть и реформой. Есть хороший анекдот про консультанта, к которому обращался фермер. "Куры дохнут" – "Покрасьте стены курятника в синий цвет" – "Все равно дохнут" – "Тогда в зелёный" – "Сдохли все" – "Жаль, а столько ещё было красивых идей".
Примерно таков же подход к реформированию и у некоторых международных экономистов, да и вообще у любого человека, поверхностно знающего экономическую ситуацию: "Реформы и инновации – вот путь к прогрессу". Если копнуть глубже, то окажется, что все реформы сводятся к более эффективному исполнению текущей политики, то есть к раскрашиванию стен курятника в те или иные цвета. А в реальности в одном курятнике нужно рацион поменять, в другом – температурный режим, в третьем – лечить кур каким-то другим образом (я вообще-то не специалист в этой отрасли, но читатель, думаю, понял аналогию).
И часто вообще не нужно никаких реформ – ни структурных, ни институциональных – достаточно просто уволить дворника, повернуть вентиль на батарее или поставить лампочку поярче. То есть просто добросовестно исполнять давно наработанные функции.
С другой стороны, в ряде случаев действительно нужны какие-то серьёзные системные изменения: например, взяться не кур выращивать, а уток и, соответственно, изменить всю систему питания, микроклимат, вырыть пруд. Для выработки конкретного рецепта необходимо понимать суть ситуации, источники проблем – это в первую очередь означает, что необходимо глубоко в них разобраться.
Без плана и понимания, куда мы движемся, какова наша цель, какие шаги мы предпринимаем для её достижения и, самое главное, реальной оценки осуществимости шагов и всего плана разговоры о каких-либо реформах не имеют смысла. Сегодня вопрос стоит об изменении экономической политики, а значит, нужно отложить реализацию любых поверхностных реформ. Когда появится новая политика, цели и ориентиры, тогда можно оценить эффективность предполагаемых действий с точки зрения новых целей и политики.
Сегодня мы находимся в удивительной ситуации. В декабре Правительство признало: "Мы заходим в другую реальность. Эта реальность достаточно долгая, и мы должны с вами привыкнуть в этой новой реальности жить". В феврале Правительство приступило к разработке новой экономической политики и до сих пор её разрабатывает, но при этом прошлогодние 100 шагов и 5 реформ реализуются полным ходом. Логически это означает, что: либо есть абсолютная убеждённость, что в новой реальности эти реформы никак не утратили своего значения и актуальности, либо новая экономическая политика в новой реальности будет строиться от реформ и шагов.
В первом случае нужно просто восхититься прозорливости Правительства, но этому мешает тот факт, что в мае прошлого года кабмин ещё считал, что курс 185 тенге за доллар нормален и равновесен. Во втором случае мы сталкиваемся с подменой причины и следствия. Не реформы являются основой политики, а политика должна быть основой реформ. Реформа – это шаг, элемент, одна из составляющих реализации политики, а не наоборот.
И, наконец, про красивость слов. Институциональные изменения – это масштабный проект, включающий в себя множество аспектов. Он шире, чем отдельное ведомство, сектор или отрасль. Структурные изменения в экономике – это вообще целый пласт, план действий на несколько лет, даже десятков лет вперёд. ГП ФИИР, по большому счёту, это просто один из этапов и элементов структурных изменений, – этот пример я привёл, чтобы ярче показать масштабы предполагаемых подвижек. Так что лёгкость, с которой в последнее время в общественном сознании обсуждаются идеи об институциональных или структурных изменениях, просто пугает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1💣В Астане взорвался газовый баллон в тандырной: пострадали 4 человека
-
2408
-
3
-
26
-
-
2🎵 Щелкунчик, квартирники и AZAGHAL. Что можно посмотреть в Алматы и Астане с 11 по 31 декабря
-
2453
-
0
-
8
-
-
3🚕 Учишь казахский - ездишь бесплатно: в Темиртау появилось необычное такси
-
2498
-
0
-
47
-
-
4⚠️ Доброе утро, друзья! Предлагаем обзор главных новостей за 10 декабря
-
2449
-
0
-
3
-
-
5👣К слову, холодный фронт не ограничится столицей, мороз идет на восток страны.
-
2591
-
0
-
5
-
-
6😷 Гонконгский грипп в Казахстане: чем опасен вирус и что рекомендуют медики
-
2081
-
0
-
7
-
-
7⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 11 декабря
-
2111
-
0
-
2
-
-
8🤔 Не успели морозы вступить в силу, как тут же сдали позиции.
-
2314
-
1
-
6
-
-
9⚡️Арестован замруководителя управления здравоохранения Костанайской области
-
2235
-
1
-
15
-
-
10💉В США спустя 35 лет готовятся казнить заключённого
-
2112
-
1
-
15
-
USD:
521.9 / 524.5
EUR:
612.5 / 617.5
RUB:
6.47 / 6.59