Очень часто в дискуссиях поднимается идея о необходимости структурных и/или институциональных реформ, но очень мало говорится о том, какими они должны быть. Важным фактором, который зачастую ускользает от понимания, является то, что реформы делаются ради чего-то, ради каких-то целей. Реформы являются обычными шагами по изменению ситуации, и если эти шаги делаются в одном направлении, то мы имеем движение, а если шагать то в ту, то в другую сторону – это топтание на месте.
Институты реформируются тогда и в том случае, когда они утрачивают смысл или в принципе не могут эффективно работать для реализации определённой политики. Причём под политикой понимается сбалансированный комплекс мер, часть которых может быть и реформой. Есть хороший анекдот про консультанта, к которому обращался фермер. "Куры дохнут" – "Покрасьте стены курятника в синий цвет" – "Все равно дохнут" – "Тогда в зелёный" – "Сдохли все" – "Жаль, а столько ещё было красивых идей".
Примерно таков же подход к реформированию и у некоторых международных экономистов, да и вообще у любого человека, поверхностно знающего экономическую ситуацию: "Реформы и инновации – вот путь к прогрессу". Если копнуть глубже, то окажется, что все реформы сводятся к более эффективному исполнению текущей политики, то есть к раскрашиванию стен курятника в те или иные цвета. А в реальности в одном курятнике нужно рацион поменять, в другом – температурный режим, в третьем – лечить кур каким-то другим образом (я вообще-то не специалист в этой отрасли, но читатель, думаю, понял аналогию).
И часто вообще не нужно никаких реформ – ни структурных, ни институциональных – достаточно просто уволить дворника, повернуть вентиль на батарее или поставить лампочку поярче. То есть просто добросовестно исполнять давно наработанные функции.
С другой стороны, в ряде случаев действительно нужны какие-то серьёзные системные изменения: например, взяться не кур выращивать, а уток и, соответственно, изменить всю систему питания, микроклимат, вырыть пруд. Для выработки конкретного рецепта необходимо понимать суть ситуации, источники проблем – это в первую очередь означает, что необходимо глубоко в них разобраться.
Без плана и понимания, куда мы движемся, какова наша цель, какие шаги мы предпринимаем для её достижения и, самое главное, реальной оценки осуществимости шагов и всего плана разговоры о каких-либо реформах не имеют смысла. Сегодня вопрос стоит об изменении экономической политики, а значит, нужно отложить реализацию любых поверхностных реформ. Когда появится новая политика, цели и ориентиры, тогда можно оценить эффективность предполагаемых действий с точки зрения новых целей и политики.
Сегодня мы находимся в удивительной ситуации. В декабре Правительство признало: "Мы заходим в другую реальность. Эта реальность достаточно долгая, и мы должны с вами привыкнуть в этой новой реальности жить". В феврале Правительство приступило к разработке новой экономической политики и до сих пор её разрабатывает, но при этом прошлогодние 100 шагов и 5 реформ реализуются полным ходом. Логически это означает, что: либо есть абсолютная убеждённость, что в новой реальности эти реформы никак не утратили своего значения и актуальности, либо новая экономическая политика в новой реальности будет строиться от реформ и шагов.
В первом случае нужно просто восхититься прозорливости Правительства, но этому мешает тот факт, что в мае прошлого года кабмин ещё считал, что курс 185 тенге за доллар нормален и равновесен. Во втором случае мы сталкиваемся с подменой причины и следствия. Не реформы являются основой политики, а политика должна быть основой реформ. Реформа – это шаг, элемент, одна из составляющих реализации политики, а не наоборот.
И, наконец, про красивость слов. Институциональные изменения – это масштабный проект, включающий в себя множество аспектов. Он шире, чем отдельное ведомство, сектор или отрасль. Структурные изменения в экономике – это вообще целый пласт, план действий на несколько лет, даже десятков лет вперёд. ГП ФИИР, по большому счёту, это просто один из этапов и элементов структурных изменений, – этот пример я привёл, чтобы ярче показать масштабы предполагаемых подвижек. Так что лёгкость, с которой в последнее время в общественном сознании обсуждаются идеи об институциональных или структурных изменениях, просто пугает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1🥩 В Астане откроется праздничная ярмарка «Соғым-FEST»
-
5736
-
0
-
8
-
-
2🛬 Слухи о строительстве нового аэропорта в Астане прокомментировал Касымбек
-
3413
-
1
-
11
-
-
3😔 Умер известный британский певец Крис Ри
-
2947
-
6
-
57
-
-
4🌥 Прогноз погоды на 23 декабря: кратковременное потепление ожидается на всей территории Казахстана
-
2784
-
0
-
7
-
-
5🎆 Где в Алматы можно запускать салюты, чтобы не получить штраф
-
2449
-
0
-
14
-
-
6⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 22 декабря
-
2554
-
0
-
7
-
-
7🌐 WhatsApp в России грозит полная блокировка
-
2639
-
0
-
50
-
-
8🎄 Почему на зимнее оформление Астаны потратили в два раза меньше, чем в прошлом году, объяснил Касымбек
-
2418
-
0
-
29
-
-
9🤔 Под видом благотворительной работы: нелегальные религиозные обряды с детьми проводили в Костанае
-
2423
-
3
-
30
-
-
10🏗🧱 На Терренкуре построят апарт-отель? Алматинцы требуют вернуть городу сквер
-
2407
-
3
-
36
-
lw-3094948329-4
USD:
513.7 / 516.3
EUR:
601.0 / 606.0
RUB:
6.39 / 6.51