Необходимость принципиальной смены экономической политики признается Правительством, и здесь я хотел бы коротко сформулировать свои предложения по ней. Подчеркну, что кризис в Казахстане ещё не начался, мы стоим на его пороге, и чем раньше начнутся изменения, тем быстрее восстановится экономика.
Суть предлагаемой политики:
- Слабый, очень слабый тенге. Высокий уровень накоплений.
- Защита внутреннего рынка. Дешёвый и качественный неторгуемый сектор (инфраструктура).
- Активная маркетинговая поддержка казахстанского экспорта.
- Изменение общественных ценностей и ожиданий
Такая политика потребует существенных изменений в структуре управления экономикой:
- Переход к системности, комплексности и макроэкономичности
- Изменение структуры правительства.
- Пересмотр форм и методов государственного участия в экономике. Реорганизация национальных холдингов и компаний
- Активное управление информационным пространством. Перестройка идей, общепринятых ценностей и приоритетов.
Для реализации вышеперечисленного вполне достаточно существующих средств Национального Фонда, более того, его использование резко упадёт уже в 2018-19 году, а с 2020 года начнётся активное пополнение золотовалютных резервов страны.
Предлагаемая политика качественно изменит экономический ландшафт, в результате чего многие текущие проблемы и противоречия, в том числе и социальные, которые трудно решаются, резко снизят свою актуальность или сами по себе исчезнут. Изменится структура налоговых поступлений, утратит смысл Государственная программа форсированного инновационно-индустриального развития, программы поддержки бизнеса, активность в части привлечения инвестиций и повышения различных рейтингов. Производство в Казахстане станет выгодным, и отпадёт необходимость в предоставлении инвесторам различных бонусов, раздаче денег отечественному бизнесу, инвестиции сами начнут притекать в страну, что в комбинации с ростом накоплений приведёт к появлению длинных и дешёвых денег.
В предлагаемой политике те особенности структуры казахстанской экономики, которые сегодня мешают её развитию, станут конкурентными преимуществами, повышающими её эффективность.
Меры требуют ряда институциональных изменений и пересмотра текущей системы государственного управления, поддержки бизнеса, реформирования налогообложения, таможенного регулирования, принципов государственного финансирования и, разумеется, пересмотра социальной и информационной политики. Все компоненты этой системы должны трансформироваться слаженно и гармонично.
Действия и тактические задачи имеют различные периоды реализации: часть задач может быть выполнена быстро, часть может быть решена в течение одного-трёх лет, в зависимости от законодательных ограничений и масштабов изменений. В связи с этим ключевым вопросом становится своевременность: все меры могут и должны быть воплощены в течение трёх лет, но результаты будут формироваться и проявляться на протяжении последующего десятилетия.
Экспортное продвижение товаров должно соответствовать возможностям отечественного производства или опережать их. В предлагаемой модели замещение импорта будет происходить естественным образом: если казахстанские товары завоёвывают иностранные рынки, то они будут вытеснять импортные товары с отечественного рынка. Отставание в программе экспортного продвижения вызовет затоваривание внутреннего рынка и нездоровые призывы к Правительству вернуться к искусственному импортозамещению.
В силу того, что экономика сегодня сильно зависит от государственных средств, то необходимо в 2016-2017 годах сохранить государственное финансирование. Нужно перейти от мер поддержки бизнеса к мерам по его развитию: вместо дотаций и инвестиций применять кредитование по коммерческим ставкам. Необходимо снизить налоговое давление, компенсируя выпадающие налоговые доходы средствами Национального фонда. Такая мера должна быть временной, на два-три года.
В любом случае первоначальное развитие бизнеса должно происходить с участием государства. Как показывает предыдущий анализ, рассчитывать на существенный приток иностранных инвестиций в несырьевой сектор экономики в ближайшее время не приходится. Вместе с тем, после первоначального толчка, чёткого объявления предлагаемой политики, изменения взаимодействия между бизнесом и государством, экономика страны станет действительно привлекательной и начнётся приток как иностранных, так и внутренних частных инвестиций. Последовательная программа Правительства по развитию и поддержанию макроэкономической конкурентоспособности привлечёт гораздо больше инвестиций, чем любые места в рейтингах или государственное стимулирование.
В средне- и долгосрочном периоде основным фокусом государственного финансирования должно стать повышение эффективности и развитие существующей неторгуемой инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства, мелиорации с целью повышения потенциала сельскохозяйственных угодий, образования и здравоохранения.
Все это невозможно осуществить, скоординировать усилия, вовлечь в развитие частный сектор, если не создать новый формат взаимоотношений власти, бизнеса и общества, не изменить текущие ценности и приоритеты в общественном сознании - важно решительно пересмотреть информационную политику. Положительной новостью является то, что само общество уже созрело для такого изменения и ожидает его, а активность Правительства в этом направлении даже отстаёт от требований времени.
Новая политика требует и даёт возможность конструктивному изменению формата общественного договора и формированию новой Национальной Идеи.
Указанные предложения не могут быть реализованы немедленно, это план на несколько лет, но начинать реализовывать его необходимо уже сейчас. В разных сегментах и направлениях плана процессы будут протекать с разной скоростью, где-то быстрее, например, в монетарной политике, где-то медленнее – в информационной и экспортной политике. Тем не менее, при гармоничном и сбалансированном подходе фундамент сформируется уже через полтора-два года, а через три года можно будет увидеть первые результаты качественно новой экономики.
Понимая, что в формате еженедельных колонок трудно раскрыть суть предлагаемых изменений, я решил написать на эту тему книгу. И публикуемый сегодня текст является, по сути, частью этой книги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
-
1❓ Крушение самолёта близ Актау: кто участвует в расследовании
- 3694
- 3
- 58
-
2⚠️ Доброе утро. Предлагаем обзор главных новостей за 25 декабря
- 3403
- 0
- 7
-
3❗️БВУ запрещено продавать плохие долги коллекторам: лишь один банк сумел снизить просрочку и увеличить ссудный портфель
- 3209
- 0
- 13
-
4👨⚖️ Экс-акиму Атырау вынесли приговор по делу о незаконной выдаче земельных участков
- 2668
- 0
- 1
-
5👨⚖️ Школьницу из Кызылорды держали в рабстве: суд вынес ещё один приговор по делу
- 2561
- 2
- 28
-
6❗️ Борт с пострадавшими при крушении самолёта в Актау россиянами вылетел в Москву
- 2387
- 3
- 69
-
7✈️ Спасатели разбирают конструкции самолета, потерпевшего вчера крушение под Актау
- 2324
- 3
- 17
-
8👮♂️ Рейтинг правоохранителей появится в Казахстане
- 2335
- 2
- 14
-
9👮♂️ Бывших полицейских осудили в Карагандинской области за пытки свидетеля
- 2236
- 2
- 18
-
10🔨 Обманули 108 человек: мошенников осудили в Акмолинской области
- 2289
- 0
- 5