Прямой эфир Новости спорта

Визит Токаева в Китай: какие соглашения заключили стороны и чем они выгодны Казахстану

Фото Берика Уали
Фото Берика Уали
Informburo.kz собрал мнения китаеведов о перспективах и рисках казахстанско-китайского сотрудничества.

11-12 сентября состоялся официальный визит президента Касым-Жомарта Токаева в Китайскую Народную Республику. Это его первый государственный визит после победы на выборах.

Informburo.kz рассказывает, чем важен визит президента Казахстана в Китай.

Казахстан получил рынок сбыта сырья

Президент прибыл в Китай вечером 10 сентября. На следующий день в Сети появились фрагменты его интервью центральному китайскому телеканалу CCTV. Касым-Жомарт Токаев говорил как на казахском, так и на китайском языке (в прошлом он работал в посольстве СССР в Китае).



Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований, доктор политических наук Санат Кушкумбаев считает, что интервью на китайском – своеобразный мост, налаживающий коммуникацию между двумя странами.

"Президент – профессиональный синолог, китаевед, жил и работал в Китае, изучал китайский язык. Это вполне ожидаемо, что он попытался наладить мост в отношениях. Мы видим, что в китайском сегменте интернет-сетей речь Токаева на китайском широко разошлась на нарезки, небольшие ролики. Многие пользователи интернета Китая отмечают хорошее владение китайским языком, ясность, доступность. Мало, наверное, кто из мировых лидеров так владеет китайским языком", – говорит Санат Кушкумбаев.

11 сентября Касым-Жомат Токаев принял участие в открытии VI заседания Казахстанско-Китайского делового совета. Он сообщил, что за годы независимости Китай инвестировал в Казахстан около 20 млрд долларов. Деловое и инвестиционное партнёрство двух стран будет и дальше развиваться.

"Через территорию Казахстана проходит пять железнодорожных и шесть автомобильных международных маршрутов, которые связывают Китай и другие страны Азии с Европой, а также Ближним Востоком. Это позволяет доставлять грузы в Европу из Китая через Казахстан и обратно за 15 дней, тогда как доставка морским путём занимает в два-три раза больше времени", – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Читайте также: Метро в Алматы и "Астана LRT": что на самом деле входит в список 55 казахстанско-китайских проектов

Он напомнил, что Казахстан входит в десятку мировых экспортёров пшеницы.

"В прошлом году экспорт пшеницы в Китай достиг 550 тысяч тонн. Мы могли бы увеличить эти объёмы в 3,5 раза – до двух миллионов тонн. Увеличиваются экспортные поставки казахстанской соли на международные рынки. Мы готовы поставлять пищевую соль в Китай – до 100 тысяч тонн в год. Кроме того, мы готовы поставлять на китайский рынок молочную продукцию, мясо птицы, говядину, баранину, свинину, а также муку, зерновые, бобовые, масличные культуры. Мы намерены наращивать производство и экспорт в Китай экологически чистых продуктов питания", – сказал президент.


Касым-Жомат Токаев в Китае

Касым-Жомат Токаев в Китае / Фото Берика Уали


В тот же день Касым-Жомарт Токаев встретился с представителями деловых кругов Китая. Он рассказал о перспективах, которые открывает казахстанско-китайское взаимодействие в финансовой сфере. В частности, в Международном финансовом центре "Астана" планируют создать механизм RMB Connect.

"Проект RMB Connect позволит осуществлять инвестиции в юанях. Уверен, что новая экосистема внесёт значительный вклад в распространение в мире китайского юаня и станет для предприятий Казахстана и стран региона новым расчётно-клиринговым центром по операциям в юанях", – сказал глава государства.

Выступая с лекцией в Китайской академии общественных наук, Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан продолжит укреплять дружественные отношения и развивать взаимовыгодное сотрудничество как с нашими соседями, так и другими партнёрами.

"Прежде всего это касается друзей, и Китай является одним из самых близких нам государств, одним из первых, признавших суверенитет, независимость и территориальную целостность Казахстана. КНР также одной из первых среди ядерных держав предоставила соответствующие гарантии Казахстану без каких-либо предварительных условий. Поступательному расширению казахстанско-китайского диалога способствовала и наша общая позиция по вопросу борьбы с "силами трёх зол" – религиозным экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Читайте также: Токаев в Китае: Договорённости Нурсултана Назарбаева и Си Цзиньпина получат дальнейшее развитие

Завершением первого дня визита стали переговоры Касым-Жомарт Токаева с председателем КНР. Си Цзиньпин подчеркнул, что Казахстан является крупной страной в Центральной Азии и имеет большое влияние в Центральной Евразии.

"Став президентом, вы провозгласили три принципа своего курса: преемственность, справедливость и прогресс. Вашими целями стали развитие экономики, создание рабочих мест, борьба с коррупцией, повышение уровня социальной защиты. Это отвечает чаяниям народа Казахстана. Все ваши начинания нацелены на это", – отметил китайский лидер.


Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин

Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин / Фото с сайта Акорды


По словам Си Цзиньпина, китайская сторона стремится углублять стратегическое сотрудничество с Казахстаном, укреплять транспортно-коммуникационную взаимосвязанность, строить китайско-казахстанскую магистраль для сухопутных и морских перевозок, содействовать повышению качества торгово-экономического сотрудничества, наращивать сотрудничество в сфере производственных мощностей, в области научно-технических инноваций.

По итогам переговоров главы двух государств подписали 10 документов:

  1. Совместное заявление глав государств, которым подтверждается, что Казахстан и Китай будут развивать долговременное, стратегическое, всестороннее партнёрство.
  2. Соглашение между Правительством РК и Правительством КНР о сотрудничестве в области авиационного поиска и спасения гражданских воздушных судов.
  3. Меморандум о взаимопонимании между Правительством РК и Правительством КНР о реализации плана сотрудничества по сопряжению новой экономической политики "Нұрлы жол" и строительства "Экономического пояса Шёлкового пути" (ЭПШП).
  4. Соглашение между Правительством РК и Правительством КНР о сотрудничестве по проекту предоставления суперкомпьютера казахстанской стороне Правительством КНР.
  5. Меморандум о взаимопонимании между Министерством торговли и интеграции РК и Министерством коммерции КНР.
  6. Протокол между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым к молочной продукции, экспортируемой из РК в КНР.
  7. Протокол между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым к шерстяному сырью, экспортируемому из РК в КНР.
  8. Меморандум между Министерством финансов РК и Главным таможенным управлением КНР по укреплению сотрудничества в области приграничной защиты прав интеллектуальной собственности.
  9. Протокол между Министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям, предъявляемым ко льну, экспортируемому из РК в КНР.
  10. Техническая спецификация обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы Казахстана и Китая.

Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпинь

Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпинь / Фото с сайта Акорды


"Самый важный документ – заявление о расширенном стратегическом партнёрстве Китая и Казахстана. Эта договорённость, достигнутая на высшем уровне, является солидной правовой и политической базой нашего дальнейшего сотрудничества. Она углубляет уже существующие документы, переподтверждает. Это очень важно", – рассуждает эксперт.

Второй важный документ – меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран, касающийся "Нұрлы жол" и строительства "Экономического пояса Шёлкового пути". Остальные направлены на экономическое торговое взаимодействие.

"Наш аграрный сектор получает рынки сбыта. Он сможет стать более конкурентоспособным, потому что получает контракты на длительные перспективы. То есть экономическая дипломатия вполне очевидно проявляется в этом визите. Всем известно, как огромен рынок Китая. Все хотят быть представлены там. И если даже в масштабах Китая это будет маленькая доля, то для Казахстана это может обернуться тысячами или десятками тысяч новых рабочих мест в отраслях нашей экономики. Такова цель подписанных документов", – поясняет Санат Кушкумбаев.

Токаев поднимал вопрос об аресте Акжаркын Турлыбай

За несколько дней до визита Касым-Жомарта Токаева в Китай к президенту обратилась мать казахстанки Акжаркын Турлыбай. Девушку задержали в марте 2014 года в аэропорту Гуанчжоу. Тогда ей было 20 лет. Её обвинили в контрабанде наркотиков и приговорили к пожизненному заключению. Акжаркын не признала вину и утверждала, что не знала, какой груз перевозила на самом деле. Сейчас Турлыбай ждёт решения суда по апелляции.

Мать девушки в своём обращении напомнила, что в 2015 году Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотиков признал Акжаркын Турлыбай жертвой нигерийской группировки. Преступники до сих пор не пойманы. Она попросила Касым-Жомарта Токаева посодействовать возвращению дочери на родину.

Читайте также: Акжаркын Турлыбай написала первое письмо родителям за четыре года: Не теряйте надежду

Как сообщил помощник президента Мурат Нуртлеуов, Касым-Жомарт Токаев поднимал вопрос об Акжаркын Турлыбай во время визита в Китай.

"Мы своевременно получили это обращение. Прямо перед вылетом в Пекин я доложил главе государства. Касым-Жомарт Токаев этот вопрос поднимал на высоком уровне. Вопрос будет обсуждаться по линии МИД. Будем прикладывать все усилия, чтобы положительно решить этот вопрос", – цитирует помощника президента МИА "Казинформ".

У Казахстана и Китая общие цели по безопасности в Центральной Азии

"Вся китайская внешнеполитическая стратегия в Центральной Азии построена на идее обеспечения безопасности и спокойствия границ около своего наиболее проблемного региона – Синьцзяна. Казахстан и Китай преследуют общие цели в политике Центральной Азии – это ориентированность на сохранение стабильности и безопасности в регионе", – говорит эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Антон Бугаенко.

Для Китая казахстанская экономика не обладает большой привлекательностью в силу малых размеров, говорит он. Как ресурсная база Казахстан и весь регион Центральной Азии хотя и вызывают интерес у Китая, но исключительно как один из источников сырья, которых у Китая множество. И получать их, по словам Антона Бугаенко, намного удобнее морскими путями. Поэтому китайские инвестиции являются здесь скорее инвестициями в безопасность и стабильность региона.

"В свою очередь Казахстан заинтересован в китайских инвестициях. Причём в отличие от многих других стран региона эти инвестиции необходимы не столько для увеличения денежной ликвидности, так как в стране имеются денежные резервы, а в первую очередь потому, что нашей экономике нужны новые технологии, новые производственные цепочки, создание продукции с более высокой добавленной стоимостью", – отметил он.

Единственный риск – подсадить Казахстан на кредитную иглу

Экономическое будущее Казахстана связано с Китаем даже в большей степени, чем с Россией, уверен руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев. Сейчас и в будущем Китай – рынок номер один для всей линейки экспортных товаров Казахстана.

Читайте также: "Китай в большей степени возможность для развития, чем угроза". В чём альтернатива китаефобии?

"Безусловно, выстраивание каких-то прагматичных отношений – просто жизненная необходимость. Хотя бы потому, что в окрестностях нет другого такого же по размерам потребителя сырья. Россия – это структурно прямой конкурент Казахстана на всех основных рынках. Европа – далеко, и транзит туда идёт через Россию. Китай по сути единственная страна, которая через границу и которой нужны и нефть, и газ, и уран, и все металлы, и сельхозсырьё", – объясняет он.

С другой стороны, темпы развития экономик двух стран значительно различаются. И со временем эта асимметрия будет только нарастать.

"Казахстан – это карлик на фоне мощи китайской экономики. И Россия тоже карлик на фоне китайской экономики. Китай будет становиться всё сильнее. А наши страны будут топтаться на месте, чуть-чуть расти, но не так быстро, как Китай", – уверен Александр Габуев.

Но глупо считать, что Китай собирается колонизировать Казахстан. Это миф, говорит эксперт.

"Привести на территорию Казахстана миллионы людей Китай совершенно не планирует. А вот, допустим, подсадить Казахстан на кредитную иглу и потом использовать эти кредиты как рычаг для выбивания уступок, как Китай делает по всему миру, – вполне может. То же самое он делает с Россией. Здесь вопрос лавирования: как не попасть в кредитную зависимость от Китая, как выкупать китайское оборудование Huawei, но не попасть в технологическую зависимость. Такими должны быть реальные вопросы, а не эмоции и фобии", – подчеркнул Александр Габуев.

Митингующие против строительства китайских заводов опоздали на пять лет

Накануне визита Токаева в Китай в некоторых городах Казахстана (Жанаозен, Актау, Алматы, Нур-Султан) прошли митинги против строительства 55 китайских заводов. Синолог, генеральный директор China Center Адиль Каукенов утверждает, что эти лозунги устарели на пять лет.

"Идею 55 проектов озвучили в 2014 году – пять лет назад. Её объявили в рамках состыковки программ "Нурлы жол" и "Шёлкового пути". В 2019 году "Нурлы жол" завершает своё действие. К тому же это были совместные проекты: модернизировали Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, китайская компания Jar выкупила разорившийся Allur Auto на севере Казахстана. Давно Казахстан нуждался в производстве собственных труб для нефтепроводов – был проинвестирован такой завод под Карагандой. Проектов должно было быть 55, но реализовали более десяти. И какого-то ущерба при этом и тех опасений, о которых говорили на митингах, не произошло", – подчёркивает синолог.

Китай всегда был для Казахстана ведущим экономическим партнёром, а по ряду направлений – безальтернативным. Отсюда и стратегический характер сотрудничества.

Читайте также: Ермухамет Ертысбаев: В основе антикитайских митингов лежит невежество

"К тому же это географический сосед – уже веский довод, чтобы поддерживать максимально хорошие отношения. Потому что плохие отношения с соседом ведут к проблемам, прежде всего в экономике, социальном самочувствии граждан. Визит Токаева в Китай является достаточно традиционным, легко прогнозируемым и понятным с точки зрения внешней политики Казахстана – очевидно, чтобы показать Пекину, что политика добрососедства, которая была при Назарбаеве, отношения на высоком уровне будут продолжаться", – говорит он.

Другое дело, что среди части казахстанского населения есть непонимание и отторжение Китая, ощущение отголосков "холодной войны". Из-за этого действия руководства страны, которые легко укладываются в политическую доктрину, "внизу" могут вызывать непонимание. Причина тому – слабая информационная политика.

"Есть две параллельные реальности. В одной из них Правительство Казахстана рассчитывает проводить модернизацию и ищет инвестиции за рубежом. А на сегодня инвестор номер один во всём мире – это Китай. И есть население, которое ко всему этому относится с большим подозрением, не понимает, что происходит, а Правительство не удосуживается ничего объяснять", – заключил Адиль Каукенов.

По его словам, синологи на протяжении многих десятилетий убеждают Правительство, что в Казахстане нужно создать институт по изучению казахстанско-китайских отношений. Но воз и ныне там. Теперь мы пожинаем плоды этого равнодушия.

Поделиться:

Новости партнеров