Прямой эфир Новости спорта

Казахстан исчез с мировой карты уровня грамотности

В Министерстве образования заявили, что РК исключили из результатов исследования из-за слишком резкого роста уровня знаний учеников.

Образовательный скандал на международном уровне разгорелся вокруг Казахстана. Не так давно Министерство образования опубликовало на своём сайте наши результаты PISA-2015 – это международное исследование оценки учебных достижений 15-летних обучающихся. По данным министерства, наши дети показали высокий рост читательской грамотности.

Но вот только ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) об этом ничего не знает, как выяснилось. На официальном сайте организации опубликована карта с указанием стран и их результатов PISA-2015. И в том месте, где должен быть Казахстан, на карте просто пустота. Почему страну, учащиеся которой, если верить МОН, показали отличные результаты, исключили из общих итогов, выяснял Informburo.kz.


Казахстана нет на карте с результатами PISA-2015

Казахстана нет на карте с результатами PISA-2015 / Скриншот с официального сайта ОЭСР


За ответом мы обратились в пресс-службу Министерства образования. Ответ вызвал противоречивые чувства: то ли гордиться за страну, то ли стыдиться.

"Был большой скачок знаний, поэтому нас убрали, – прокомментировали в пресс-службе МОН РК. – Была статья, там писали: потому что был скачок вверх, то есть за год Казахстан не мог бы настолько стать умным. Ориентируясь на это, говорят, что наши учителя помогли ученикам".

В пресс-службе МОН РК также уточнили, что министерство к этому инциденту никакого отношения иметь не может.

"Мы никак не можем быть тут соучастниками, – сказали в пресс-службе министерства, – потому что это исследование на международном уровне. Они сами приезжали и проводили исследование".

То есть итоги PISA-2015 для Казахстана посчитали необъективными, потому что просто невозможно так быстро поумнеть. То ли иностранные эксперты недооценили наших вундеркиндов, то ли дело совсем в другом.

Результаты PISA-2015 вызывают споры и дискуссии и в Казахстане. Большую долю детей, которые сдали тестирование, составили ученики Назарбаев интеллектуальной школы. А ведь учащиеся элитарного учебного заведения по умолчанию должны быть лучше подготовлены, чем ученики общеобразовательных школ.

Журналист Данияр Сабитов написал по этому поводу пост.

"По ссылке информация, что опубликованы предварительные данные исследования PISA-2015, согласно которым у Казахстана значительные успехи. Ура! (На самом деле нет). Из 5 780 15-летних школьников 2 061 школьник был из элитарных НИШ. Конечно, там отмечено, что сделана поправка на их количество, но кто сделал эту поправку – исследователи PISA или казахстанские чиновники? И как можно делать такую поправку, когда у вас почти половина участников – априори умные дети с элитным образованием?" – пишет Данияр.

Informburo.kz стал доступен официальный отчёт ОЭСР о PISA - 2015. В нём говорится, что результаты Казахстана недействительны, так как были нарушены правила маркировки заданий тестирования.

"Национальные оценщики в Казахстане не проявили требуемую строгость при маркировке, - говорится в отчёте ОЭСР. - В результате этого закодированные оценщиками задания не соответствовали стандартам PISA и были исключены из базы международных данных. Поскольку вышеназванные закодированные задания представляют собой один из важных элементов, рассматриваемых в рамках PISA, исключение таковых заданий привело к существенному снижению охвата тестирования PISA. Как следствие, результаты Казахстана не подлежат сравнению с результатами других стран или результатами Казахстана предыдущих лет".

В МОН РК заявили, что фразу из отчёта ОЭСР не стоит понимать как категоричное заявление.

"В отчёте ОЭСР сказано следующее: "As a result, Kazakhstan’s results may not be comparable to those of other countries or to results for Kazakhstan from previous years". Интерпретировать её, что "результаты Казахстана не подлежат сравнению с результатами других стран или результатами Казахстана предыдущих лет", не совсем корректно, – считают в МОН. – В данной сноске нет официального категоричного утверждения. Оригинальный текст предполагает, что результаты могут не быть сопоставимыми (may not be comparable). Поэтому ОЭСР представил Казахстану полный доступ к Международной базе данных PISA-2015 для проведения внутреннего анализа по закрытым вопросам и анкетным данным. Таким образом полученные результаты Казахстана в PISA-2015 являются достоверными для анализа в части закрытых вопросов и анкетных данных", – заключили в Министерстве.

В Министерстве образования Informburo.kz также заявили, что результаты PISA-2015 были вполне объективны. 60% прошедших тестирование, – учащиеся обычных школ. А результаты тех, кто обучается в Назарбаев интеллектуальной школе, мол, учитывались отдельно.

В исследовании PISA-2015 приняли всего участие 7 841 казахстанский ученик. Из них учащиеся общеобразовательных школ – 4 692 человека, учащиеся Назарбаев интеллектуальной школы – 2 061 человек. Плюс 171 человек из школ для одарённых детей, 917 – учащиеся колледжей.

"Дополнительно в PISA-2015 приняли участие все 2 061 учащихся НИШ (цель – проведение внутреннего анализа для оценки учебных программ, учебников, технологий обучения и др.) Следовательно, эти участники представляли в этом исследовании только НИШ. Тогда как остальные 5 780 15-летних школьников представляли всех 15-летних страны", – говорится в ответе МОН на запрос Informburo.kz.

В министерстве настаивают, что специалисты ОЭСР сами проводили выборку результатов исследования.
"В связи с тем, что сегодня активно обсуждаются результаты страны в данном исследовании, поясняем специфику выборки PISA-2015. По стандартам ОЭСР в PISA отбирается 5-6 тысяч 15-летних обучающихся вне зависимости от их общего контингента по стране. Для обеспечения репрезентативности всех 15-летних ОЭСР самостоятельно проводит тщательную выборку. От Казахстана в выборку PISA-2015 ОЭСР отобрал 5780 15-летних школьников и студентов колледжей".

В МОН считают, что нельзя говорить о том, что Казахстан исключён из исследования. Ведь тогда результаты Казахстана не были бы представлены ни в Международном отчёте.

"Напротив, достижения казахстанских 15-летних обучающихся упомянуты в двух томах отчёта 337 раз и представлены в 7 главах, 13 графиках и 185 таблицах. То есть результаты Казахстана указаны, сравниваются и анализируются в отчёте", – прокомментировали в министерстве.

В МОН также уточнили, что Казахстан в этом году набрал по результатам исследования 427 баллов. Это на 68 баллов меньше, чем у России, и на 1 балл меньше, чем у Турции. В прошлом году наш результат был 393 балла. То есть прирост равен 34 баллам. Видимо, именно эта цифра показалась специалистам ОЭСР неправдоподобной.

Поделиться:

Новости партнеров