Прямой эфир Новости спорта

Чем занимается организация "Алматыгенплан" и почему на неё жалуются предприниматели?

Фото atameken.kz
Фото atameken.kz
На смену "Алматыжарнама", которую обвиняли в лоббизме, пришёл "Алматыгенплан". Но проблем у предпринимателей меньше не стало.

Алматинские предприниматели часто получают квитанции об оплате наружной рекламы вместе с пеней. В налоговой утверждают, что штрафы начисляются из-за того, что управление архитектуры г. Алматы вместе с дочерней организацией "Алматыгенплан" не выполняют свои обязанности до конца. У бизнесменов часто нет даже времени, чтобы оспорить ошибочные отчёты, иначе у них заблокируют счета в банках за неуплату штрафов. Informburo.kz разобрался в том, кто виноват, почему "Алматыгенплан" получает 120 млн тенге из бюджета города и сколько оплата наружной рекламы приносит денег городу.

Как происходит регистрация наружной рекламы

Обычно процесс регистрации и оплаты наружной рекламы проходит по двум сценариям:

  1. Организация/частный предприниматель регистрирует наружную рекламу в архитектурном и градостроительном управлении, а оно уже передаёт полученные данные в департамент госдоходов до 15-го числа каждого месяца. Налоговая в течение 10 дней высылает организации счёт, который необходимо оплатить ещё за 10 дней. Иначе счета организации будут заблокированы.
  2. Представители архитектурного и градостроительного управления собственноручно находят и регистрируют наружную рекламу, а дальше – всё по первому сценарию.

Получи квитанцию и плати без лишней волокиты с документами. На первый взгляд, второй вариант должен упрощать жизнь предпринимателей, но в Алматы часто ситуация осложняется. Вместо государственного учреждения поиском незарегистрированных вывесок занимается частная организация ТОО "Алматыгенплан". Но качество фотоотчётов, которые она предоставляет, вызывает сомнения. По фотографиям, к примеру, видно, что исполнитель работает, не выходя из машины.


Пример фотоотчёта, отправляемого предпринимателям

Пример фотоотчёта, отправляемого предпринимателям


Также счета, по словам предпринимателей и чиновников, могут приходить с опозданием в несколько месяцев и сразу с пеней, данные о размерах и классификации наружной рекламы бывают ошибочными, а доказать обратное проблематично.

"При запросе фотоотчёт предоставляется в течение 15 дней, а если за 10 дней не оплатить по уведомлению налогового органа, блокируют все счета юридического лица. Естественно, нет возможности решить по регламенту, ведь после 10 дней наложат штраф", – рассказывает Тимур Жаркенов, председатель Ассоциации предпринимателей МСБ.

Представители НПП и бизнеса единогласно считают, что участие частной организации незаконно. Государственное предприятие не имело права передавать свои функции мониторинга объектов рекламы.

"Указанные взаимоотношения носят нелегитимный характер, поскольку пунктом 11 Положения о КГУ "Управление архитектуры и градостроительства города Алматы" определено, что КГУ "Управление архитектуры и градостроительства города Алматы" запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями КГУ "Управление архитектуры и градостроительства города Алматы", – объясняет Олег Чернов, юрист.

Представители "Атамекена" считают, что сотрудники государственного управления превышают свои должностные полномочия и выставляют предпринимателям необоснованные требования. К примеру, высылают торговым центрам письма с требованием демонтировать вывески арендаторов, потому что они официально не зарегистрированы как рекламный объект. Но согласно закону вывеска не считается рекламным объектом.

Читайте также:
В Алматы бизнесменов принуждают демонтировать вывески на фасадах торговых центров



Откуда появилась частная организация?

Представители НПП "Атамекен" совместно с экспертами Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции проводили внешний анализ коррупционных рисков сложившейся ситуации и пришли к выводу, что управление архитектуры должно разорвать договор с ТОО "Алматыгенплан". Причина в том, что работники частной организации – не госслужащие и не могут быть осуждены за коррупцию. Но частная организация при этом оказывается не совсем частной.

"Управление архитектуры заключило договор со своей 100% дочерней организацией ТОО "Алматыгенплан", сотрудники которого на свой субъективный взгляд решают, реклама это или нет, подлежит ли это оплате или нет. Они не являются госслужащими и не несут, как госслужащие, административную и уголовную ответственность. И принятие этих решений может быть продиктовано как коррупционными, так и иными факторами", – сказал Айтуар Кошмамбетов, заместитель директора Палаты предпринимателей по г. Алматы.

Заместитель руководителя управления архитектуры и градостроительства города Алматы Нуржан Кенжебеков утверждает, что работники "Алматыгенплана" не выполняют функций государственного органа. Они объезжают весь город, фотографируют всё подряд и отправляют фото в управление архитектуры с указанием адреса. Сами работники дочерней организации КГУ "УАиГ" признаются, что в некоторых случаях им приходится с лазерной линейкой проводить замеры рекламных конструкций.

"Алматыгенплан" предоставляет услуги по фотофиксации всех объектов по городу Алматы. Выявлять, что реклама это или нет, – функция управления архитектуры. Мы разработали свою базу, в которую полностью заносятся все данные по городу Алматы по всем размещённым объектам. У меня человек сидит и в конце месяца делает выверку, и всё, что не относится к рекламе, убирает. Также он проводит проверку на наличие запрещённой рекламы – это табачная, алкогольная продукция и прочее", – рассказывает заместитель руководителя управления архитектуры и градостроительства города Алматы Нуржан Кенжебеков


Скриншот технической спецификации по объявлению № 2152526-1 «Сбор, обобщение, накопление, обновление и инвентаризация баз данных наружных (визуальных) информационных объектов по городу Алматы».

Скриншот технической спецификации по объявлению № 2152526-1 "Сбор, обобщение, накопление, обновление и инвентаризация баз данных наружных (визуальных) информационных объектов по городу Алматы".


Согласно данным, полученным в управлении архитектуры, между госорганом и ТОО "Алматыгенплан" заключён договор. Для поиска исполнителя был объявлен тендер, но после того как по объявлению №2152526-1 конкурс не состоялся из-за нехватки участников, управление сделало закуп из одного источника.

Победа в тендере таким способом к ТОО "Алматыгенплан" перешла практически по наследству от ТОО "Алматыжарнама". Эту организацию, учредителем которой был акимат города, также обвиняли в незаконном выполнении государственных функций и лоббировании своих интересов, её профильная деятельность – это изготовление и размещение наружной рекламы. В конце 2017 года ТОО "Алматыжарнама" было приватизировано. Часть её работников в том же году перешла работать в ТОО "Алматыгенплан".

Читайте также:
Чистка рекламного рынка: как бизнес пытается бороться с системой

В проведении тендера за последние три года почти ничего не изменилось: открытый конкурс, который заканчивается ничем, а после закуп из одного источника. Не меняется даже общая сумма конкурса – 107 142 857 тенге без НДС. Единственная разница, что в базе госзакупок за 2018 год нет информации о закупе из одного источника, но этот факт чиновники списывают на техническую ошибку на портале.

По словам Нуржана Кенжебекова, исполнитель (в этом случае – ТОО "Алматыгенплан") обязан только фотографировать и записывать адрес. Но в тендерной документации есть требования, что исполнителю нужно:

  • выявлять, классифицировать и вести учёт наружных визуальных объектов в городе, затем передавать собранные данные управлению;
  • разрабатывать и пополнять базу данных, совместимую с базой государственного градостроительного и земельного кадастра;
  • по поручению управления проводить монтаж/демонтаж, хранение наружных визуальных объектов. И иметь подходящий для таких работ специальный транспорт и склад не менее 800 кв. м;
  • иметь в рабочем коллективе специалистов по инвентаризации, учёту и формированию данных наружных (визуальных) информационных объектов.

Также в тендерной документации объясняется термин "наружные (визуальные) информационные объекты", то есть это описание разновидностей наружной рекламы.


Скриншот технической спецификации по объявлению № 2152526-1 «Сбор, обобщение, накопление, обновление и инвентаризация баз данных наружных (визуальных) информационных объектов по городу Алматы».

Скриншот технической спецификации по объявлению № 2152526-1 "Сбор, обобщение, накопление, обновление и инвентаризация баз данных наружных (визуальных) информационных объектов по городу Алматы".


Откуда пеня в счетах?

Причина, по которой предприниматели получают счета сразу за несколько месяцев и с начисленной пеней, довольно проста. Информация о ней получена из открытых источников, а также во время личной встречи и телефонных разговоров с заместителем руководителя КГУ "УАиГ" Нуржаном Кенжебековым, работниками ТОО "Алматыгенплан", служащими ДГД и представителями НПП "Атамекен".

Стандартная цепочка КГУ "УАиГ" – налоговая – предприниматель не работает. В управлении не хватает своего штата для полноценного сбора информации наружной рекламы. Именно поэтому появилась компания "Алматыгенплан", которая за 120 млн тенге в годприсылает в ведомство только фотографии самых разнообразных объектов без разбора и их адреса. Передача чуть большего количества информации об объектах может расцениваться исполнением госфункций частной организацией, а это противозаконно.

Собранные адреса и фото вручную обрабатывает и систематизирует работник управления архитектуры. Ему нужно разобраться, реклама ли это, какого она типа, к какой организации она относится и, соответственно, установить, какое у этой компании юрлицо. Собрать все данные и переслать их в налоговую он должен до 15-го числа каждого месяца.

Учитывая, что в Алматы около 16 000 рекламных объектов, в одном здании могут находиться несколько схожих по направленности организаций, разобраться, кто есть кто, довольно сложно. В итоге около 80% заявок в налоговую присылаются без идентификационных данных владельцев рекламных объектов.

Чтобы выписать счёт предпринимателю, налоговой нужно как минимум знать БИН/ИИН юридического лица, и работники ДГД начинают снова ездить по городу и разбираться, что изображено в фотоотчётах, которые готовит ТОО "Алматыгенплан". Периодически налоговики делают это самостоятельно, иногда – с работниками КГУ "УАиГ", а когда совсем сложно, – то вместе с сотрудниками "Алматыгенплан". Иногда на тройное повторение одного и того же процесса может уйти до нескольких месяцев, которые, к слову, идут в счёт пени.


Изображение из буклета, разрабатываемого КГУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Алматы"


Предпринимателей возмущает, что у налоговой на предоставление счёта должно быть не более 10 дней, после его должны обнулить. Но последние пользуются нормой, что ДГД имеет право затребовать уплату налога в течение 5 лет с момента, как юридическое лицо попало в поле зрения ведомства. 16 000 рекламных объектов приносят около 3 млрд тенге в год в бюджет, без них городская казна потеряет в доходах.

В КГУ "УАиГ" при этом уверены, что ответственность за полноту сбора информации должен нести ДГД, в ДГД последнем заявляют об обратном. Пока что налоговая привлекает к административной ответственности и выписывает штрафы работникам КГУ "УАиГ". И оба ведомства согласны только в том, что незнание предпринимателя о том, что он вывесил рекламу, не освобождает его от оплаты.

"В законе чёрным по белому расписано, что, если у тебя есть разрешение, ты сам знаешь, сколько, когда платить, а при отсутствии соответствующего разрешительного документа основанием для взыскания и внесения в бюджет суммы платы является фактическое размещение наружной (визуальной) рекламы", – заявил заместитель руководителя КГУ "УАиГ" Нуржан Кенжебеков.

Конечно, предприниматель всегда может оспорить оценку КГУ "УАиГ", чтобы уменьшить сумму счёта или вообще доказать, что его вывеска попадает в исключение и не должна оплачиваться. Но квитанцию необходимо оплачивать за 10 дней, чтобы государство не заблокировало счета, а фотоотчёт предоставляется в течение 14 дней.

В НПП "Атамекен" заявляют, что по закону предпринимателю должны давать шанс на исправление своей ошибки, например, демонтировать незаконную вывеску или оспорить её замеры.

"У предпринимателя должен быть шанс исправить ситуацию, то есть демонтировать рекламную вывеску или официально зарегистрировать, чтобы избежать проблем, но на деле выходит не так. Если разрешение на рекламу должным образом не оформлено, управление архитектуры по закону должно провести профилактический контроль или иную форму контроля, т. е. должны прийти и сказать: "Оформите разрешение" – и дать срок на исполнение рекомендации, а по результатам составляется итоговый письменный документ. Фактически происходит по-другому", – объясняет Айтуар Кошмамбетов, заместитель директора Палаты предпринимателей по г. Алматы.

Курс на позитивный настрой

Периодически кто-нибудь пишет заявление в прокуратуру или Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. На его основании проверяющие комиссии приходят в КГУ "УАиГ" и его дочерние компании, но проверяющие ничего критически противозаконного не находят и ограничиваются предписаниями, письмами с рекомендациями или штрафами.

Читайте также:
В Алматы разъяснили правила размещения наружной рекламы

В КГУ "УАиГ" считают, что проблема не столько в законах и кодексах, сколько в отсутствии знаний и неправильных толкованиях законов. Грань между рекламой и нерекламой довольно тонкая: название магазина и профиль его деятельности – не реклама, но за ту же самую информацию на баннере какого-либо бренда уже придётся заплатить. Наклеить на фасаде логотип собственного зарегистрированного бренда можно, а за логотипы товаров, которые вы продаёте, и особенно со словом "скидка", точно придётся платить. Чтобы упростить жизнь себе и предпринимателям, в управлении решили взяться за обучение последних.

"Мы понимаем, что человек, который размещает рекламу, не всегда знает, что это является рекламой. Сейчас разрабатываем брошюры для наших предпринимателей, но она пока ещё в проекте. Помимо этих брошюр, мы обязательно сделаем видеоролик. Сейчас мы разрабатываем видеоролик "Как правильно получить документы на строительство", и одна из серий будет относиться к рекламе. Будет объясняться, какие виды рекламы бывают, что такое вывеска и что нельзя размещать и как правильно размещать", – рассказал заместитель руководителя КГУ "УАиГ" Нуржан Кенжебеков.


Изображение из буклета, разрабатываемого КГУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Алматы"


Кстати, специалисты НПП "Атамекен" уже предлагали свой вариант буклетов, но они были проигнорированы. Стоит отметить, что проспекты Палаты предпринимателей содержат информацию только о том, как зарегистрировать рекламную вывеску, но в них нет объяснений, что это такое.

Также Кенжебеков заявляет, что предпринимателям не обязательно ждать фотоотчёта 14 дней. Каждый вторник руководитель управления принимает граждан, а каждую среду – его заместитель. Иногда решить конфликт можно за пару дней.

"Я минимум 3-4 письма еженедельно отправляю в налоговый департамент. С ответственного сотрудника берётся объяснительная, почему так случилось", – сказал Кенжебеков.

Объясняя содержание писем, которые получают предприниматели, чиновник пояснил, что в них нет требования демонтировать законные вывески, хотя при прочтении может сложиться другое впечатление. Но это разночтение может разрешиться в суде либо при личной встрече.

Также управление активно участвует в модернизации закона о рекламе, чтобы сократить количество того негатива, который скопился к сегодняшнему дню.

"Сейчас реклама у нас – это визуальный мусор по городу, мы сейчас находимся в составе рабочей группы по внесению изменений в закон о рекламе. Законотворцам интересна наша практика. Может, они не всегда согласны с ней, но наши предложения они слушают", – подытожил заместитель руководителя КГУ "УАиГ" Нуржан Кенжебеков

Поделиться:

Новости партнеров