Работающий в одном из КСК Алматы сантехник по имени Арман неделю назад в разговоре с автором этих строк заметил, что настало время менять его старенький Audi начала 90-х годов на машину поновее: "Жалко её, конечно! Больше 15 лет мне верой и правдой служила. Но дальше уже никак. Надо мной все родственники смеются: говорят, ни у кого такого драндулета больше нет. В общем, созрел я для новой машины. Кредит думаю взять. Надо только продать свою "старушку", но это очень трудно".

Было четыре, стало две

Задумайся Арман купить себе новый автомобиль ещё года три-четыре назад, проблем с начальным капиталом у него бы точно не возникло. Его бордового цвета "бочка", несмотря на свой 20-летний с гаком возраст, в течение длительного времени стабильно продавалась по 4 тысячи "зелёных". Но теперь всё иначе. Теперь за его Audi-80 в лучшем случае можно получить 2 тысячи долларов. С конца прошлого года казахстанский рынок подержанных автомобилей сильно просел из-за массового ввоза автомобилей из России, резко подешевевших в результате девальвации рубля. Свой нокаутирующий удар по продажам бывших в употреблении машин, уверен Арман, вот-вот готовится нанести и новая программа автокредитования.

"Уже почти месяц разговоры о ней идут. Говорят, что скоро кредиты под 4% годовых на новые машины давать будут. Кому тогда понадобится моя "бочка"?! Разве что на запчасти разобрать! А за две "штуки" я отдавать её не собираюсь", - злится Арман, усердно морщиня свой широкий лоб.

Автокредиты только в тенге

Опасения 40-летнего сантехника оказались не беспочвенными. В минувший понедельник 20 апреля на прошедшем в Алматы пресс-брифинге Банка развития Казахстана было официально объявлено о старте направленной на поддержку отечественного автопрома новой программы автокредитования, на реализацию которой шести банкам второго уровня из Национального фонда страны выделено 15 миллиардов тенге сроком на 20 лет.

"Поскольку срок кредитования заёмщиков не более 5 лет, эта программа не одноразовая. Она будет действовать постоянно. Банки по мере возврата средств будут их рефинансировать для повторной выдачи кредитов", - заметил на пресс-брифинге глава БРК Болат Жамишев. При этом он подчеркнул, что при номинальной ставке в 4% вместе со всеми комиссиями и страхованием эффективная ставка автокредитования составит не более 7,5% годовых, а первоначальный взнос не должен превышать 20% стоимости нового автомобиля.

Важный момент: отвечая на вопрос Informburo.kz, Жамишев заверил: все автокредиты будут и выдаваться, и возвращаться исключительно в тенге. В свою очередь, президент ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев добавил, что цены на собранные в нашей стране автомобили пока меняться не будут.


Болат Жамишев: кредиты будут только в тенге
Болат Жамишев: кредиты будут только в тенге
Фото: Анатолий Иванов

Число машин ограничено

Это значит, что в ближайшие полгода Арману, как и тысячам других автолюбителей если удастся продать свою машину, то недорого и с очень большим трудом. Другой вариант: подождать да посмотреть. Вовсе не факт, что уже начавшийся к удовольствию казахстанских автосборочных компаний ажиотажный спрос на их продукцию столь же резко не спадёт. Основания для этого имеются. Во-первых, далеко не все желающие смогут получить кредит на покупку автомобилей отечественной сборки по той простой причине, что их число ограничено. И сообщил об этом упомянутый выше Андрей Лаврентьев: "На первой фазе проекта эта программа позволит потребителям получить порядка 6,5 тысяч автомобилей. Это около 25% от запланированного на этот год объёма производства".

Своя, но дороже

Во-вторых, нельзя исключать, что заёмщики могут поставить автозаводы в Костанае и Усть-Каменогорске в крайне затруднительное положение, сделав выбор в пользу определённых марок и моделей автомашин. Невесело будет, поскольку в соответствии с имеющимися контрактами эти предприятия неограниченное число, например, относительно популярного у населения автомобиля Hyundai Elantra выпускать не могут. К тому же и стоят машины казахстанской сборки по-прежнему дороже аналогичных автомобилей, произведённых за рубежом. Предлагаемая в рамках новой программы автокредитования казахстанская "базовая" Elantra на механике стоит минимум 3 миллиона 110 тысяч тенге или грубо 16 800 долларов. Точно такую же её корейскую "сестру", но с типтроником и полным электропакетом можно в соседнем салоне "за углом" купить и в кредит, и в рассрочку за 16 500. Ставка кредитования при этом будет выше, но заёмщики, которые будут готовы переплатить за лучшее качество, найдутся наверняка.


Автомобили казахстанской сборки по-прежнему дороже своих зарубежных аналогов
Автомобили казахстанской сборки по-прежнему дороже своих зарубежных аналогов
Фото: Анатолий Иванов

Сто раз подумать надо

Качество - это в-третьих. Друг и однокашник Армана - Мырзакул, более 10 лет работающий водителем в государственном учреждении, всякий раз поминает "добрым" словом свой автомобиль казахстанской сборки: "Кому-то может, и повезло, мне - нет. Всего через год проблемы появились и по "ходовке", и по впрыску. Мелочь была. Проблемы сами устранили. Но когда система охлаждения глючить стала, пришлось идти в сервисное СТО. Там нам сказали, что мы уже не можем обслуживаться, правила нарушили". Мырзакул не советует Арману брать машину казахстанской сборки, хотя и признаёт, что внешне большинство машин выглядят привлекательно.

"Не всё то золото, что блестит. Сто раз подумать надо. Сейчас качество, может, и улучшилось, но я бы не рискнул", - делится он своими соображениями с другом, замечая, что немецкие и японские авто в новой программе автокредитования не участвуют.

Клиенты хорошие и не очень

Есть и в-четвёртых. Работая в КСК, свою небольшую зарплату Арман получает наличными. Есть у него заработки и на стороне, которые приносят ему до 2/3 дохода. Банковской платёжной карточки у него нет. Кредитов он ранее не брал. Это означает, что при получении автокредита на покупку машины отечественной сборки преимуществ у него не будет. Все шесть банков второго уровня, подписавших договор с БРК об участии в новой программе автокредитования, предпочитают работать с клиентами, у которых и кредитная история в порядке, и подтверждение доходов вместе с банковской карточкой имеются. В некоторых из банков таким заёмщикам даже первоначального взноса не понадобится. Арману же, как и подавляющему большинству казахстанцев, живущих по схожей схеме, наверняка будет предложено предварительно оплатить 20% от стоимости автомобиля. Возможно, потому Арман и находится в глубоких раздумьях, хотя и признаёт, что новая программа автокредитования пока станет наиболее щадящей в нашей стране.   

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter