В доктрине национального единства сказано: «Наша великая цель – независимо от своего этнического происхождения сплотиться и стать великой нацией, бережно сохранив и передав нашим потомкам самое дорогое, что у нас есть – суверенный и независимый Казахстан».

Отец-основатель США Джордж Вашингтон, чьи задачи были во многом схожи с теми, что стоят перед основателем суверенного Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, говорил: «Дружба – это растение, которое растёт медленно. И прежде, чем заслужить своё имя, она должна пройти через испытания и выдержать множество превратностей судьбы». Дружба многочисленных этносов Казахстана прошла за несколько веков испытание огнём, водой и медными трубами.

Все государства, добившиеся больших успехов за короткое время, похожи друг на друга: они обязаны этим высокому национальному духу. Однако высокий дух не возникает на пустом месте. Как океан своим величием обязан множеству вливающихся в него рек и речушек, так и единая нация сильна дружбой, основанной на равенстве всех составляющих ее этносов. При этом политическое устройство государства существенно определяет состояние межэтнических отношений. Понятно, что дружба народов не может процветать в теократическом государстве или при диктаторском режиме.

Великий математик древности Пифагор очень точно сказал, что дружба есть равенство. А равенство этносов реализуется через справедливые модели народовластия. Наша страна с самого начала придерживалась собственной модели демократии, как формы народовластия, опирающейся на исконные традиции, в которых общественные интересы всегда были выше частных. В отличие от западных взглядов на демократию, где абсолютизируются права индивидуума.

Но какой же политический механизм позволяет народу наиболее полно реализовывать своё право на верховную власть? Как известно, Лидер нации сформулировал отечественное видение демократии, базирующейся на двух принципиальных моментах: наличие ряда универсальных принципов демократии. Во-вторых, существование национально-культурных особенностей в механизмах реализации этих принципов. И этот подход был поддержан подавляющим большинством казахстанцев.

По мнению международного сообщества, нашей стране удаётся гармонично совмещать понятия индивидуальной свободы и коллективной солидарности. Как выразился российский политолог Юрий Солозобов: это демократия доверия, демократия порядка и демократия участия.

Мы гордимся, что Казахстан является признанным эталоном в области толерантности межнациональных и межконфессиональных отношений. Нам удалось на практике реализовать принципы толерантности, согласия и веротерпимости, ставшие приоритетами государственной политики. Создана оптимальная модель взаимоотношений между всеми этническими группами, основанная на взаимопонимании, патриотизме и гражданской ответственности за судьбу страны. Но, как особо подчеркнул глава государства, выступая на последней сессии АНК: «Межнациональный мир и согласие не есть нечто, данное нам свыше, это результат повседневной политики и практики государства и всех нас».

А поэтому, кроме всего прочего, необходимо глубоко и всесторонне изучать эту крайне важную и деликатную тему, и вырабатывать практические рекомендации для государственных и общественных организаций соответственно духу времени и новым вызовам. Таковым, например, стало в последнее время проникновение в нашу страну чуждых экстремистских течений, стремящихся поделить людей по религиозному признаку. Адепты учений вроде салафизма, по сути, угрожают национальной безопасности и территориальной целостности нашего государства.

Поэтому на базе Академии госуправления при президенте РК создаётся Центр изучения межконфессиональных и межэтнических проблем во исполнение поручения главы государства. В частности, президент поставил задачу применить инновационный подход в вопросе укрепления модели межнационального согласия. В настоящее время, по мнению Нурсултана Назарбаева, в этой крайне важной области наука отстает от практики, а высококвалифицированных специалистов в стране практически нет.

Этот центр будет заниматься не только фундаментальными исследованиями в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Не менее важна и другая его задача – повышение квалификации государственных служащих, работающих с этнокультурными объединениями. Он также будет изучать успешный опыт толерантности и межэтнического согласия в других государствах, а также активно пропагандировать достижения Казахстана.

Например, Сингапур имеет интересный и своеобразный опыт решения межнациональной толерантности. Там коренное малайское население составляет лишь небольшой процент, а большинство составляют «приезжие» – китайские, индийские или арабские иммигранты. «Политика этнической интеграции» была принята в 1989 году «Бюро жилья и развития (Housing and Development Board – HDB) и выражается в следующем: никаких «этнических домов» или «этнических кварталов» в Сингапуре быть не должно. По правилам HDB, у каждой из народностей Сингапура – китайцев, малайцев, индийцев или евразийцев – есть квота в каждом из новых домов. Если, к примеру, квота малайцев будет превышена, то больше ни один малаец не сможет купить квартиру в этом доме. Таким образом, каждый жилой дом как бы представляет собой население Сингапура в миниатюре. Любопытно, что есть и другие квоты: сингапурцы стараются селить в одном доме людей с разными доходами, чтобы не создавать богатых и бедных кварталов.

Министр национального развития страны Ма Боу Тан поясняет это решение: «Поддерживая многорасовую окружающую среду в наших домах, школах, магазинах и на игровых площадках, мы поддерживаем социальную стабильность, гармонию и религиозную терпимость». По мнению правительства Сингапура, компактное заселение по этническому принципу ведёт к национальной обособленности, препятствует взаимопроникновению и сближению культур. И яркими тому примерами являются чайна-тауны и цыганские посёлки во всем мире.

При всей своеобразности сингапурского эксперимента, некоторые идеи заслуживают внимания. Так компактное расселение оралманов из некоторых стран может привести к тому, что они останутся моноязычными, не смогут приобщиться в должной мере к многообразной культуре Казахстана. И это вряд ли повысит их конкурентоспособность и толерантность.

В деятельности АНК большую роль играет научно-экспертный совет (НЭС), который занимается организацией научно-экспертного сопровождения всей деятельности ассамблеи. При этом НЭС и центр должны координировать работу с другими научно-аналитическими структурами в проведении фундаментальных и прикладных исследований в данной сфере.

Если же брать развитие гуманитарных наук в Казахстане в целом, то от них в первую очередь общество ожидает выработки научно обоснованных рекомендаций в деле социальной интеграции и национального единства. Эти научно обоснованные рекомендации в дальнейшем станут частью современной концепции и методики по укреплению единства нашего народа. По сути, речь идёт о создании целой отечественной школы учёных – специалистов по межэтническим отношениям. И если в области толерантности и согласия мы на практике идём впереди планеты всей, то нам необходимо подкрепить это лидерство и в теории.

Прошлой осенью мы оценили толерантность в цифрах: общественный фонд «Международный институт региональных исследований «Открытое общество» провёл опрос среди 1 000 респондентов в возрасте старше 18 лет.

Многие вещи вызывают оптимизм: 8% положительно оценили политику государства в области обеспечения межнационального согласия. В том, что наша национальная политика выражает интересы всех национальностей, уверены 62,5% респондентов. А 79% заявили, что в республике отсутствует дискриминация по национальному признаку.

Почти половина опрошенных считает, что в нашем государстве нет каких-либо привилегий любого этноса. Около двух третей удовлетворены уровнем представленности граждан своей национальности в органах власти. 88,9% представителей нетитульной национальности не испытывают каких-либо проблем в изучении и использовании родного языка. А развитием родной культуры удовлетворены 92,2%.

Но главное: опрос выявил болевые точки, причины, способные вызвать межнациональную напряжённость: в частности, деятельность общественно-политических организаций и движений националистического характера.

В эпоху мировых экономических кризисов, сказывающихся на ситуации в нашей стране, ухудшение экономических условий жизни населения, социальная несправедливость, безработица также могут сыграть отрицательную роль. Поэтому нужно помнить, что любая стабильность является состоянием динамического равновесия и может меняться в ту или иную сторону под влиянием различных факторов.

ДРУЖБА ОСВЯЩЕНА ВЕРОЙ

В условиях стремительного роста религиозности населения веротерпимость становится необходимым условием мира и согласия. Особенность нашего общества состоит в том, что народ, с одной стороны, искренне исповедует ценности, освящённые религией. Но при этом светский характер государства гарантирует свободу совести и вероисповедания. Именно этот разумный баланс между верой и светским государством, национальными интересами верующих и транснациональными конфессиями позволяет использовать духовный потенциал конфессий, как серьезный фактор укрепления согласия и дружбы.

Наша страна во главе с Нурсултаном Назарбаевым впервые попыталась сделать традиционные религии главным объединяющим фактором человечества. Сейчас подавляющее большинство казахстанцев понимает, что нравственность и духовность невозможна без Бога.

Отвечая на вопрос одного из ведущих аналитических журналов Франции L’ESSENTIEL des Relations Internationales во время недавнего визита в Париж, в какой мере многовекторная демократия соответствует этнокультурной особенности казахской души? – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал: «Дружелюбие, открытость и гостеприимство – главные черты менталитета казахов. Мы готовы выстраивать доверительные отношения со всеми, кто стремится к равноправному и взаимовыгодному партнёрству».

Казахстан занимает стратегическое положение, находясь в самом сердце Евразии. Мы учитываем это, реализуя свой внешнеполитический курс. Взвешенный и миролюбивый внешнеполитический курс позволил Казахстану утвердиться на мировой арене в качестве ответственного и надёжного партнёра. Сегодня Казахстан является «мостом» дружбы и сотрудничества между Европой и Азией. Мы находимся на стыке двух древних культур. Поэтому миссия у нашей страны особенная – содействовать сближению стран и народов.

«Очень часто мне наши молодые граждане задают вопрос о том, что они могут сделать для страны? – сказал президент Нурсултан Назарбаев – Я всегда отвечаю: «Берегите мир и согласие в нашем общем доме, берегите так, как бережём мы, наше поколение».

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter