Прямой эфир Новости спорта

Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ: «Девиз моей жизни: быть максимально полезным там, где находишься»

Одним из самых неизвестных широкой публике членов правительства можно назвать нового министра энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожу Измухамбетова. Мы решили восполнить этот пробел и опубликовать материал, вышедший некоторое время назад в профессиональной газете нефтяников «МунайGazета». В 1999 году за заслуги в нефтяной отрасли он был удостоен почетной в республике награды – ордена «Курмет». Измухамбетов прошел все ступени карьерной лестницы: от помощника бурильщика до управляющего…
Одним из самых неизвестных широкой публике членов правительства можно назвать нового министра энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожу Измухамбетова. Мы решили восполнить этот пробел и опубликовать материал, вышедший некоторое время назад в профессиональной газете нефтяников «МунайGazета».

В 1999 году за заслуги в нефтяной отрасли он был удостоен почетной в республике награды – ордена «Курмет». Измухамбетов прошел все ступени карьерной лестницы: от помощника бурильщика до управляющего директора национальной компании. Однако мало кто знает, что Измухамбетов мечтал о карьере журналиста…

…Он мечтал стать журналистом, и к тому были все предпосылки. Бактыкожа родился и вырос в творческой семье. Отец Салахатдин – филолог по образованию, преподавал в школе литературу. Мать Асима была известной в Западном Казахстане исполнительницей кюев. От мамы Бактыкожа унаследовал и красивый голос, и музыкальные и поэтические способности. Он сочинял стихи, играл на домбре и гитаре. Но на выбор дела жизни оказал влияние его дядя Камалитдин, который, кстати, был журналистом. На семейном совете после окончания школы дядя сказал: одного журналиста нам достаточно! И посоветовал племяннику выбрать профессию, противоположную творческой.

И тогда Бахтыкожа решил поступить в Бауманское училище. В своих силах он был уверен: школу окончил с серебряной медалью. (Получить золотую помешала единственная четверка – по черчению). Но, приехав в Москву, он узнал, что в знаменитое училище принимают лишь после армии или с двухлетним трудовым стажем. Пришлось срочно принимать решение о сдаче документов в другой вуз. И тут снова свое решающее слово сказал дядя Камалитдин. С его легкой руки Бактыкожа стал студентом одного из ведущих вузов России – Уфимского нефтяного института. В принципе в Атырауской области, где жила его семья, профессия нефтяника всегда была уважаемой.

– Мне везло на хороших людей, которые встречались в моей жизни, – вспоминает Измухамбетов. – В студенческие годы я жил в одной комнате с Фаритом Агзамовым. Он учился на курс выше меня и был одним из подающих надежду студентов. Впоследствии он стал одним из видных ученых России. Сейчас Фарит Акрамович является членом Высшей аттестационной комиссии России.

После окончания института Измухамбетова как перспективного студента пригласили в аспирантуру. Однако жизнь внесла свои коррективы в его планы. Он был старшим в многодетной семье. Отец к тому времени серьезно заболел, и Бактыкоже пришлось взять на себя заботу о своих младших братьях и сестрах. Так вместо «корпения» над научными трудами пришлось идти на производство.

Измухамбетов – один из тех, кто знает о нефтяном ремесле не понаслышке. Начинал он на Прорве помощником бурильщика, потом стал бурильщиком, затем – инженером, старшим инженером…

– В те годы, а это было начало 70-х, нас возили на работу на открытом грузовике, и с собой мы брали только сухпаек, – вспоминает Бактыкожа Измухамбетов. – О таких условиях, какие созданы сегодня для нефтяников, мы и не мечтали: и развозка, и столовая с трехразовым питанием прямо на месторождении или в вахтовом поселке. Я работал и думал не только о том, как прокормить семью, помочь младшим, но и старался понять все нюансы и секреты нефтяного промысла.

Однако мечту заняться научной деятельностью Бактыкожа не оставлял никогда. Со временем, работая уже в научно-исследовательском институте, защитил кандидатскую, потом докторскую диссертации в альма-матер – в Уфимском институте. На счету Измухамбетова несколько изобретений, которые успешно применялись на производстве, пять монографий, одна из которых опубликована за рубежом, более 30 научных статей. Хорошее знание производства, усиленное любознательностью и пытливостью ученого, сделали его одним из сильнейших специалистов в нефтяном деле.

Не случайно в 1983 году Измухамбетова направили в числе лучших нефтяников Союза в Йемен. Заграничная командировка для Измухамбетова растянулась на три с половиной года и стала своеобразным экзаменом на профессиональную состоятельность.

– Геологические условия разведки нефти в этой стране были сложными и требовали применения особых технологий, и всю ответственность за принятие решений приходилось брать на себя. Здесь-то и пришлось применять все свои знания на практике, – рассказывает, вспоминая о йеменском периоде своей жизни, Измухамбетов.

Однако все шаги должны быть защищены перед руководством в Москве. Измухамбетов признался, что не имел права на ошибку: он должен был не уронить престиж советского специалиста и всей страны. Тех, кто не справлялся с поставленной задачей, отзывали досрочно.

Бактыкожу уважали и свои, и арабские коллеги. Разведку бригада Измухамбетова производила далеко в пустыне, температура воздуха в тени здесь превышала 50 градусов. В округе жили бедуины. Они были вроде пограничников – ни один чужак не оставался незамеченным. Но известие о молодом специалисте из Казахстана распространилось быстро, и Бактыкожа мог спокойно передвигаться по объектам: бедуины обеспечили ему негласный пропуск на охраняемую ими территорию.

– К каждому празднику мы получали от арабских коллег подарки, и отказываться от них было не принято. Однажды к Новому году мы получили в качестве презента… несколько баранов для праздничного стола, – рассказал Бактыкожа Салахитдинович.

Спустя некоторое время после приезда в Йемен Измухамбетова неожиданно для него самого избрали секретарем партийной организации контракта.

– Позже я понял, почему выбор пал именно на меня. Дело в том, что секретарь парторганизации был наделен правом продления срока контракта. Меня выбрали, потому что я был человеком нейтральным и не лоббировал ничьи интересы, а, значит, мог обеспечить объективность решений, – вспомнил Измухамбетов.

Он был единственным специалистом из Казахстана. Но за годы работы в Йемене смог добиться направления на работу в эту страну еще десяти казахстанцев.

Вспоминая о годах своего пребывания в Йемене, он рассказывал, что и он, и его жена Ырысты были активными участниками всех проводимых посольством культурных мероприятий. Кстати, супруга, химик по образованию, тоже занималась наукой. Но, как мудрая восточная женщина, ради карьеры мужа пожертвовала своей: дважды отложила защиту кандидатской диссертации. Первый раз из-за командировки в Йемен. Но и здесь она не стала довольствоваться ролью домохозяйки, которая неминуема для многих жен зарубежных специалистов. Она принимала активное участие в общественной жизни контрактников: была комендантом геологического городка, а во время краткосрочной войны, что случилась в тот момент в Йемене, приняла участие в эвакуации советских граждан.

– С моей женой мы вместе вот уже более 40 лет, знаем друг друга со школьных лет. Я полюбил ее с пятого класса, – признался наш герой.

В 1991 году Измухамбетов получил приглашение на работу в Министерство геологии. А в 92-м возглавил управление нефти и газа. Но обстоятельства тех лет вынудили его выступить с инициативой о создании новой нефтяной компании с привлечением иностранных инвестиций. Это были годы, когда инвесторы только-только стали приходить на рынок Казахстана.

…Мужчины, как правило, мечтают и стараются открыть собственное дело, тем более когда есть хороший опыт и проверенные практикой знания. Измухамбетов был в числе первых казахстанских специалистов, которые стояли у истоков создания первого в независимой республике нефтяного совместного предприятия «Казахтуркмунай». В начале этого года СП отметило свой десятилетний юбилей. Сегодня это крепко стоящее «на ногах» предприятие, которое помимо производства выплачивает в казну неплохие налоги и выполняет многие социальные программы.

Не успели отгреметь юбилейные фанфары, как Измухамбетова перевели исполнительным директором по морским проектам Национальной компании «КазМунайГаз». А в начале весны этого года перебросили на новый участок: он возглавил новую структуру «КазМунайГаза» – морскую нефтяную компанию – «КазМунайТенгиз». И вновь здесь пригодился его организаторский опыт. Он создал коллектив, разработал структуру будущей компании, разрешил многие юридические вопросы… Но спустя менее полугода Измухамбетова назначают управляющим директором по управлению долями совместных предприятий в нацкомпании. Решение руководства компании о назначении его на эту должность было оправдано многими причинами. Кому, как не Измухамбетову, знающему реальное производство, а также все проблемы и трудности, с которыми приходится сталкиваться СП, возглавить столь ответственный участок.

Все эти перемены в своей карьере Измухамбетов воспринимает спокойно.

– На этот счет очень хорошо в свое время сказал Козы-Корпеш Есенберлин: «Любая работа, как номер в гостинице, который когда-то надо будет освобождать», – считает Бактыкожа Салахитдинович. – Я готов к любым переменам и новое дело воспринимаю как возможность научиться и узнать что-то новое. Не зря говорят: «Век живи – век учись».

Как признался Измухамбетов, главный девиз его жизни: «Быть максимально полезным там, где находишься». Возможно, в такой жизненной позиции и кроется секрет его успешной и научной, и профессиональной карьеры и его семейного счастья.

Кстати, еще раз о семье. У него двое детей: сын и дочь, для которых отношение отца к своим обязанностям, желание познать, трудолюбие стали тоже жизненными принципами. И хотя его сын Салауат не стал нефтяником и не унаследовал от отца ни его певческих, ни музыкальных талантов, смог реализоваться совсем в другой сфере. Сегодня Салауат Измухамбетов входит в число семи казахстанцев-шахматистов, имеющих звание международного гроссмейстера. В свое время он окончил школу шахматистов в Москве. А вот дочь пошла по стопам отца и сейчас работает в «КазТрансОйле».

При всех вышеперечисленных заслугах и регалиях Измухамбетов остается человеком достаточно открытым для общения, без чванства, которое, к сожалению, быстро приобретают некоторые руководители. У него, как заметили многие из тех, кто с ним работает, нет пренебрежительного отношения к молодым специалистам. С ними он уважителен и общается как с равными.

– Я не думаю, что отсутствие опыта работы на производстве у многих молодых людей, работающих в компании, – это серьезное упущение. Напротив, я вижу много плюсов в нынешних молодых ребятах: они прекрасно владеют английским языком. Это дает им возможность брать инициативу при переговорах с иностранными партнерами, они имеют возможность узнавать из зарубежных журналов о новых разработках и новшествах, у них прекрасные знания по менеджменту, – считает Бактыкожа Салахитдинович.

Сентябрь 2003 года

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров