Прямой эфир Новости спорта

В последний путь

Олег СПИВАК
Олег СПИВАК
Каждый из нас сталкивался с трагедией, когда приходилось хоронить близкого человека. По словам одного из сотрудников похоронного бюро, к смерти они уже привыкли, тем более что и она имеет свою цену. Сколько стоит сегодня проводить в последний путь, узнала и корреспондент «Мегаполиса».

Каждый из нас сталкивался с трагедией, когда приходилось хоронить близкого человека. По словам одного из сотрудников похоронного бюро, к смерти они уже привыкли, тем более что и она имеет свою цену. Сколько стоит сегодня проводить в последний путь, узнала и корреспондент «Мегаполиса».

– Сразу оговорюсь, я просто Алексей, не хочу, чтобы у меня потом проблемы были. В первый месяц работы было тяжело, особенно когда нужно было выносить тело. С детства боялся смерти, а тут жизнь заставила идти работать в похоронное бюро. Я понимал, что бояться нужно живых, а не мёртвых. Помню, первый раз нас отправили в морг тело забирать: по христианским законам покойник должен ночь дома побыть. Приехали, а в гробу парень чуть старше меня, из разговора понял, что в аварии погиб. Я пока его с напарниками до катафалка донёс, чуть сам рядом не лёг. Ребята потом говорили, что когда начинали, тоже тряслись, потом привыкли.

Алексей, а что входит в твои обязанности?

– Если мы подхораниваем, то могилу копаем или мы, или работники кладбища. Всё зависит от того, как наш агент договорится и с родственниками, и с кладбищенским начальством. Если хороним на Бурундайском кладбище, то там вообще могилы уже заранее выкопаны, остаётся только гроб опустить и закопать. Но это на новой части, а если на старой, то там разрешается подхоранивать. В Баганашиле можно и за отдельную плату новое местечко найти. Я точно не знаю, мне ребята говорили, что за одно место родственники больше 2 тысяч баксов отвалили. Хотя у нас везде платить надо…

Насколько я знаю, если могила бесхозная и ей больше 50 лет, то на её месте можно снова хоронить. Тебе приходилось с такими ситуациями сталкиваться?

– Приходилось. Люди умирают, а хоронить надо. На кладбище, что на Рыскулова, на старой части, порой приходится с двойной захоронкой сталкиваться. Люди ставят оградки с прихватом, а там вполне возможно, что и старая могила обнаружится. Ты чего притихла? Думаешь, мы скелеты достаём и на помойку выбрасываем? Мы копаем чуть глубже, и останки как бы углубляем, потом уплотняем землю и хороним уже нашего усопшего. Но такое не так часто происходит. Всё же стараются прежних не тревожить. Да и родственники обычно оградки с перспективой ставят, чтобы на всех хватило. Но это, как правило, на более новых кладбищах. Помню: мужик к нам в контору приходил, сразу видно, «крутик», так вот он сразу пять мест выкупил, мы оградку ставили. Главное, могилы нет, а оградка стоит. Бабулька к нам подходит и спрашивает, а вы чего это, сынки, пустую территорию городите? Отвечаем: мужик с запасом места себе и родственникам прикупил. Бабушка перекрестилась, говорит: ну правильно, если при жизни за место под солнцем дерутся, то после смерти за место на кладбище воевать приходится.

А ты в приметы веришь?

– Сначала как-то не очень во всё верилось, хотя отец меня предупреждал, он у меня уже лет 30 могильщиком работает, что есть кое-какие приметы, о которых нужно помнить. Например, это все, думаю, знают: упаси бог тебя что-то забыть в могиле или упасть в неё. Я пока сам с этим не столкнулся, тоже не верил. Мы на рыскуловском кладбище яму копали, уже все закончили, и напарник мой Алик стал выкарабкиваться из могилы, я помогаю вылезти. Тут у него с запястья браслет слетает в яму. Он говорит: погоди, достану, я ему про примету напомнил, а он: да брехня, это вас молодых пугают. Только через пару недель Алик наш лёг спать, а утром не проснулся. Вот вроде бы понимаю, что это могло быть просто совпадением. Хотя кто его знает…А ещё  мужики с работы тоже рассказывали, что до меня парень работал, так вот он в могилу тоже то ли крестик обронил, то ли цепочку, я уже деталей не помню, а в яме-то второе захоронение было. Парнишку покойничек-то и прибрал. Так что не знаю, когда на кладбище работаешь, во что только не поверишь.

А ещё какие приметы есть?

– Ты тоже во всё это веришь? Тут всякое говорят, например, когда могилу копаешь и знаешь, что там может быть кто-то ещё, нужно прощения попросить за вмешательство и будущее соседство. Иначе «хозяин» может соседа выставить, а ты расплачиваться будешь. Но это, знаешь, уже больше из области фантастики.

– Алексей, вот ты несколько раз упомянул в разговоре, что тебе приходилось копать на местах старых захоронений. А ты ничего не находил в таких могилах?

Понятно, к чему ты клонишь. Нет, я ничего не находил. Отец мне рассказывал, что они на Центральном кладбище, которое на Ташкентской, году, кажется, в 1978, копали яму, а места в оградке мало, и копали впритык к старому захоронению, чуть ли не 20-х годов прошлого века. К дедуле внука подхоранивали. И отец говорит: чувствую, что лопата на старый гроб натыкается и обойти не получается, его же в земле не видно, копнул ещё раз, сильнее на лопату надавил, а доски-то гробовые уже сгнили, ну, в общем, докопался мой папик. Он говорит, уже перекрестился и собрался с воплем ужаса выпрыгивать из могилы, как из гроба выпадает библия и серебряный перстень. Библия изрядно потрёпанная, вся в земле и какой-то гадости, но переплёт, отец говорил, очень хорошо сохранился. Тогда книги на совесть делали, а не как сейчас – фигня глянцевая. Ну они эти ценности, скорее исторические, родным отдали. Хотя те, кто с отцом копал, предлагали их себе забрать, антиквары за такую библию много денег дадут. Но отец никогда у живых-то не брал ничего, а тут у мёртвых воровать! Так что это была его единственная находка, мне пока ничего не доставалось.

– А тебе «черви» никогда на могилах не попадались?

Это которые могилы вскрывают и ценности ищут? Нет, такие мне не попадались, хотя они ночью копают, а мы-то днём. Но я слышал, что в середине 90-х и у нас такие вот были, их в основном могилы братков интересовали. Тогда бандитов разве что с прицепами не хоронили.

Мы были на Бурундайском кладбище, там могилы копают экскаватором. Зрелище очень угнетает, а ты как считаешь, это правильно заранее готовить могилы да ещё  в таком количестве?

Ты рассуждаешь как простой смертный, который хоронил близких людей. А ты посмотри с другой стороны. Все места на кладбищах в большинстве случаев уже заняты, хоронить, в принципе, негде. Хотя если у тебя есть несколько лишних тысяч, то даже на Коктюбе могут могилу выкопать. А про то кладбище, что ты говоришь, оно же огромное. И его постоянно расширяют, и, в принципе, какая разница чем копать – лопатами или экскаватором? Тебя, я так понимаю, смущает количество уже готовых ям? Но куда проще один раз загнать машину и разом накопать 50 ям, чем для каждого покойника копать отдельную. Хотя мне тоже стало не по себе. Мы копали могилу, подхоранивали парня молодого на Бурундае, и как раз совпало, что и трактор там ковырялся, заранее вырытые уже все захоронили, он новые копал. Так у меня тоже мороз по коже пробежал, как-то неприятно на душе стало. Да ещё  и вороны, что там кружат…

– Скажи, во сколько сегодня похороны родственникам обходятся?

Все зависит от толщины кошелька. Можно и за 80 тысяч похоронить в простом гробике без дополнительных услуг, а можно только гроб за тысячу долларов купить. Ну и плюс где хоронить будешь, если на новой части Бурундая, то, в принципе, в тысячу баксов можно уложиться, а если в Баганашиле, то там ты кучу денег только за место отдашь. Если на Рыскулова или Бурундае, кладбищенским отдашь где-то тысяч 10–12 тенге за то, что выкопают могилу. Ну а дальше уже наши будут работать: услуги катафалка, венки, гроб, крест или памятник. Все зависит от материальной возможности родственников. Говорю же, можно и в тысячу долларов уложиться, а можно и 15 тысяч долларов вгрохать. Если памятники из чёрного мрамора до 7 миллионов тенге в цене доходят, то чего ты хочешь? Бабульке какой-нибудь крестик железный поставят, а парню молодому – и чёрную мраморную плиту 2 на 2 метра.

Алексей, одно время со свежих могил воровали венки. Слухи были, что этим сами же похоронные бюро занимаются. Я с этим сталкивалась, мы бабушку похоронили, а когда на 9 дней пришли, ни одного венка не было.

– Некоторые, особенно мелкие конторки, так делают. А чего тратиться на изготовление новых, когда можно один несколько раз использовать. Правда, сейчас даже у них совесть проснулась – уже не воруют венки. Потому и надписи у них стандартные: «от детей», «от внуков», «от друзей», «от жены». В более солидных  можно на ленты нанести любую надпись – это не проблема. Конечно, родственнику, который близкого человека хоронит, очень больно потом прийти на могилу и увидеть её без венков. Меня тоже всегда коробило: ну как можно у мёртвых воровать!

И как уберечься от такого вандализма?

Немного помять проволочки, на которых держатся цветы, надорвать венок, это, конечно, тоже ни в какие ворота не лезет, но всё же спасёт от круговорота. Кстати, таскают венки и живые цветы не только похоронщики, но и те, кто их продаёт. Так что, если оставляете цветы, укорачивайте их как можно сильнее, так больше шансов, что они дольше останутся на могиле. И самое главное: когда вы кого-то хороните, найдите человека из близких или друзей, который от горя не потерял голову и может ещё что-то соображать, пусть он следит за всем процессом: от укладывания в гроб до захоронения. Есть нечистые на руку конторы, которые наживаются на горе людей. 

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров