Прямой эфир Новости спорта

Мирная старость

Первый в Казахстане частный дом престарелых в апреле отметит год своего существования. К находящимся здесь пожилым людям двойственное отношение – их жалеют старики, окруженные многочисленным семейством и заботой родных, и завидуют одинокие пенсионеры, у которых нет возможности оплатить проживание в нем. 45 пенсионеров, проживающих в пансионате для пожилых людей…
Первый в Казахстане частный дом престарелых в апреле отметит год своего существования. К находящимся здесь пожилым людям двойственное отношение – их жалеют старики, окруженные многочисленным семейством и заботой родных, и завидуют одинокие пенсионеры, у которых нет возможности оплатить проживание в нем.

45 пенсионеров, проживающих в пансионате для пожилых людей «Мирный», который находится между Алматы и Каскеленом, могут считать себя «обеспеченными». Удовольствие не бесплатное – проживание колеблется от 30 до 40 тысяч тенге. Для тех жильцов, кто прикован к кровати и нуждается в постоянном уходе, дороже, чем для тех, кто еще может сам себя обеспечивать. В эту стоимость входит проживание, питание и элементарная медицинская помощь.

Старость на радость

За почти год существования частного пансионата стало понятно – желания с возможностями совпадают лишь у очень маленького числа пенсионеров.

– Наша цель – приобщить пожилое население к общественной жизни, позволить им реабилитироваться, – рассказывает исполнительный директор благотворительного общественного фонда помощи пожилым «Мирный Казахстан» Бэлла Ералиева.

Жизнь в «Мирном» течет по отдельным законам. В них есть место болям в спине, старческому ворчанию и недовольству обедами.

– Но мы делаем все, чтобы наши «девушки» и «парни» чувствовали себя в домашних условиях, – рассказывает заведующая пансионатом. Ее появление в «Мирном» привели семейные неурядицы, потому и имя свое попросила не называть.

– Нам бы хотелось, чтобы у нас были «молодые пенсионеры», – говорит Бэлла Ералиева. – Тогда бы они тусовались.

Средний возраст пожилых людей в «Мирном» сегодня – около 80 лет. А там уже и ноги не те, и здоровье пошаливает. Но развлекаются как могут.

– Стараемся почти каждый день устраивать им развлекательную программу. Они тут в карты играют, пельмени лепят, в караоке поют, – рассказывает Бэлла Ералиева. – Недавно приезжал посол Чехии. Всех очень интересовало, почему же перестала существовать Чехословакия, и как теперь живут люди в двух разных государствах.

Большинство из постояльцев пансионата – люди, имеющие детей и семью.

– Ведь, получая одну только пенсию, вряд ли смогут оплатить проживание, – говорит заведующая.

Не одинокие в привычном понимании слова люди, которые вдруг оказались совсем одни…

Бывшие…

Пансионат для пожилых людей «Мирный» встретил спокойствием и уютом, даже несмотря на соседство с оживленной Бишкекской трассой. Небольшие комнаты на одного или двух человек, а также «семейные» секции с собственными санузлами. Впрочем, семьями в пансионат не приезжают. Однако такие комнаты не пустуют. Вместе даже в старости веселей.

– Мы раньше все по отдельности жили, а теперь переселились сюда, – наперебой рассказывают трое дедушек. – Так нам удобней и в шахматы можем играть, когда захотим.

История появления здесь каждого нового постояльца уникальна: кто-то оказался без крыши над головой, продав квартиру и отдав деньги детям, кто-то перенес серьезную болезнь и теперь не хочет быть обузой, другие устали от одиночества и довольны, что наконец нашли компанию единомышленников. Объединяет их одно – все они пенсионеры «богатые». Увы, не каждый престарелый сегодня в состоянии выкладывать по 30 тысяч ежемесячно.

– А что, есть и другие такие дома? – спрашивает за ужином Ольга Георгиевна. И, получив отрицательный ответ, довольно улыбается: – Мы первопроходцы!

Здесь все они с приставкой «экс». Люди, которые достигли высоких должностей, сегодня стали просто «стариками». Про них так и рассказывают:

– А вот дед пошел, он всю жизнь с призывниками проработал!

– Она у нас – бывший директор школы!

Баба Анисия, отметившая недавно 90-летний юбилей, рассказывает, что всю войну проработала радиооператором на Центральном телеграфе. Проживанием в «Мирном» она довольна. Ее часто забирают домой, где она проводит по месяцу, а то и больше.

Старожил Маргарита Георгиевна, которую все называют Маргошей, не без гордости сообщает:

– А я в Академии наук работала, на кафедре иностранных языков.

– Так ты английским в совершенстве владеешь?- спрашивают соседки.

– Конечно!

Тут же принимается общее решение начать изучение английского языка. Осталось только учебники раздобыть.

По дому только все равно скучают.

– Дочь приехала в Алматы, должна навестить, – с надеждой в голосе рассказывает 84-летняя Клавдия Михайловна. – Обещала…

Про нее рассказывают, что ее дети – люди весьма обеспеченные. Но несколько лет назад приняли решение эмигрировать, а они с мужем остались… Муж умер, вот и оказалась Клавдия Михайловна одна.

Между небом и землей

Вот только поболтать с подружками и родственниками обитателям пансионата «Мирный» не удается.

– У нас только сотовая связь, – рассказывает исполнительный директор фонда Бэлла Ералиева. – Городские номера мы не можем получить потому, что пансионат располагается за чертой южной столицы, а в области мы не зарегистрированы, так как центральный офис находится в Алматы.

Никак не решится и вопрос с подведением газовой трубы. Выручает только собственная котельная.

Несмотря на то, что пансионат изначально заявлен как «частный», от государственной поддержки организаторы бы не отказались.

– Можем ли мы обратиться в департамент социальной защиты и занятости населения с просьбой о финансовом партнерстве и помощи? – спрашивали у акима Алматы представители фонда.

– Насколько я понимаю, речь идет о пансионате «Мирный», который в этом году выиграл конкурс на оказание социальных услуг для инвалидов на сумму 5,9 млн тенге. Наше партнерство с вами может продолжаться и впредь, но именно по этой схеме – через тендеры. Других возможностей пока в бюджете города для этих целей нет, – ответил Имангали Тасмагамбетов в декабре 2006 г.

По словам Бэллы Ералиевой, государственный бюджет финансирует, например, дом-интернат для ветеранов войны из расчета 32 тысячи тенге в месяц на человека.

– У нас живут по государственным расценкам!

Уже сейчас «Мирный» может принять 100 пенсионеров. В планах – расширяться еще.

– Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей приходили к нам… Однако пока для многих пенсионеров – это нереально, – сожалеют организаторы пансионата.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров