Прямой эфир Новости спорта

Cиньоры в Robinsone

– По-моему, никто из пассажиров даже испугаться не успел – так все стремительно произошло. Поднял вертолет на 12 метров, завис – все вроде бы в порядке. Ветер бил почти в лоб. И вдруг он резко меняет направление – в хвост! А я уже начал переводить машину в разгон. Естественно, пошел срыв воздушного потока с лопастей и следом потеря мощности. – Это штатная…
– По-моему, никто из пассажиров даже испугаться не успел – так все стремительно произошло. Поднял вертолет на 12 метров, завис – все вроде бы в порядке. Ветер бил почти в лоб. И вдруг он резко меняет направление – в хвост! А я уже начал переводить машину в разгон. Естественно, пошел срыв воздушного потока с лопастей и следом потеря мощности.

– Это штатная ситуация?

– Нештатная. Хотя падение оборотов для любого вертолетчика – это ежедневная практика. Но в этой ситуации я уже не мог гарантировать безопасный взлет. И поэтому принял решение на производство вынужденной посадки… Секунд 10-20 все длилось: резкое снижение и удар лопастей винта по кронам деревьев…

Так выглядела «картинка» аварийной посадки вертолета Robinson R-44 на исходе февраля нынешнего года в окрестностях поселка Дзержинский Ушаральского района Алматинской области, по словам летчика Андрея Бухала. Пассажирами воздушного судна были директор ТОО «Промстройэнерго» (на тот момент фактический владелец машины) Жомарт Мырзабеков, представитель этой же конторы Ержан Оспанов и их приятель некто Ж. Шангигбаев. Все они отделались легким испугом. Но потом испуг пришлось испытать другим людям.

Весь этот детектив начался 17 февраля, когда «Промстройэнерго» купило указанный летательный аппарат у ТОО «Аэроплан», обладающего правом распоряжаться машиной, принадлежащей фирме «Технологии связи». Эксплуатантом была компания «КазАгроАвиа». Эти детали необходимы только для того, чтобы понять дальнейшую логику событий. А события развивались так.

Во время подписания договора о продаже на руках у руководства «Промстройэнерго» вдруг не оказалось печатей.

Странно: человек едет подписывать дорогостоящее предложение (речь идет о сумме почти в полмиллиона долларов!), а печать забывает в офисе? Это все равно что надеть галстук, но забыть надеть сорочку.

Черт с ним, у богатых, как известно, свои причуды! Но эти причуды могут обретать самые интересные формы. Особенно, если их подкрепляют своим авторитетом высокопоставленные чиновники. А они незримо присутствовали в этой сделке практически на всех ее этапах. Но об этом чуть ниже.

По словам представителя «Аэроплана» Алексея Ларькова, покупатели клялись, что печати на договоры поставят уже завтра, тем более, что деньги за судно перечислили. Но при этом вертолет им нужен уже сегодня! Им-де с утра надо лететь по невероятно срочным делам. «Срочными делами» оказались богатый той для многочисленных родственников нового хозяина вертолета и последующая за ним охота на местную живность.

Вертолет улетел. Но документов с печатями в «Аэроплане» так и не увидели…

По словам пилота Андрея Бухала, всю дорогу до Ушарала пассажиры говорили о боксе и восхищались вертолетом – как же, машина выпуска 2005 года, налетала всего 200 часов при норме 2200!..

А потом была трехчасовая воздушная прогулка по родным местам г-на Оспанова в поисках дичи, потом праздничный ужин… И утренний взлет, завершившийся «контролируемой аварийной посадкой без кренов и смещений», – приблизительно так выглядит заключение комиссии комитета гражданской авиации, расследовавшей авиапроисшествие…

По словам работников «Аэроплана», процесс покупки вертолета ТОО «Промстройэнерго» сопровождался очень настойчивыми «рекомендациями» депутата мажилиса Токтара Аубакирова снизить цену на воздушное судно, поскольку покупатели являются родственниками министра обороны Мухтара Алтынбаева. А они, мол, люди надежные, «кидать» не станут. Однако, вопреки уверениям национального героя-космонавта, «надежные» родственники министра Алтынбаева сразу приступили к этой части шоу.

Для начала увезли техника и пилота к себе в офис, где уговорами и внушениями заставили их сочинить бумагу, из которой следовало, что аварийная посадка, во-первых, произошла не 19, а 20 февраля. Во-вторых, что на борту, кроме экипажа, никого не было! И в-третьих, стали требовать от «Аэроплана» забрать «раненый» вертолет и взамен предоставить новый. Или вообще вернуть деньги!..

Известно, конечно, что наглость – она и города берет. А тут – всего-то летательный аппарат. Однако это были только «цветочки». «Ягодки» в лице разных правоохранительных органов оказались куда круче!

Они мгновенно приняли сторону «Промстройэнерго» и наложили арест на средства и имущество не только «Аэроплана», но и его партнеров – «Технологии связи» и «КазАгроАвиа», которые никакого прямого отношения к сделке не имели!

В ходе первого судебного разбирательства судья пытался выяснить: так были пассажиры на борту вертолета в момент ЧП или не были? И г-н Мырзабеков «на голубом глазу» отвечал, что не было. А на следующий день отправил по электронной почте в адрес американской компании-производителя вертолетов Robinson письмо, где честно написал: «К счастью, никто не пострадал, и с большим облегчением мы покинули вертолет».

Получается, глава «Промстройэнерго» ввел суд в заблуждение. Или проще: обманул его. Но наша Фемида слепа и глуха – хоть определяй эту достойную даму на курсы усиленного лечения. Ибо не слышать и не видеть очевидных вещей – для этого особый статус нужен.

Еще одна существенная деталь: «прессовать» все три компании, имеющие прямое и косвенное отношение к вертолету, начали не только прокуратуры от Генеральной до Алматинской городской, Костанайской областной и региональных транспортных, но и финполиция, и таможенное управление, и налоговые комитеты, и департаменты внутренних дел… И все это – только по заявлению руководства «Промстройэнерго».

Такой прыти от наших правоохранителей я что-то не припомню. Как с коррупцией бороться в своих рядах – так их вдруг скромность начинает украшать. Как только сталкиваются с «надежными родственниками» – так пресловутая скромность куда-то исчезает…

Видимо, «сценарий», написанный кем-то очень высокопоставленным, заведомо предполагал запрограммированные действия этих служб. Разумеется, это только предположение. Но здесь очевидно только одно: заурядный гражданский спор на ровном месте превратился в уголовное преследование сразу трех частных структур!

Еще я могу предполагать, что, если бы не было в этом деле громких имен – все бы обошлось банальным судебным разбирательством, которое длилось бы, возможно, не один год. Но случилось авиаЧП, в результате которого покупатель потерял вертолет стоимостью в полмиллиона долларов.

Досадно? Еще как! А документы должным образом не оформлены. Стало быть, есть возможность сыграть на этой ноте – и при этом уверения в крайней честности, добросовестности и прочих достоинствах могут спокойно уйти на второй план…

Вот одна газета попыталась получить ответы у мажилисмена Аубакирова и министра обороны Алтынбаева. А те ответили, что не понимают, о чем идет речь…

Зато, наверное, отлично понимает г-н Мырзабеков. Но наши попытки связаться с его конторой в пятницу вечером оказались безуспешными. А я очень хотел бы знать, на каком основании хозяин «Промстройэнерго» вдруг сделал заявление, что никогда вертолета в глаза не видел?

Выходит, не только Фемида слепа и глуха…

В этой грязной истории есть еще много фактов, которые свидетельствуют только об одном: отечественные правоохранительные органы и силовые структуры охотно исполняют любой «танец», который могут заказать «толстые кошельки» и «надежные родственники».

Здравый смысл, логика и справедливость – только зрители таких шоу. Их места – на галерке…

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров