Второе непочётное место в рейтинге коррумпированности среди госорганов занимают образовательные учреждения, заявили на последнем заседании Республиканского общественного совета по противодействию коррупции. Такие выводы борцы с мздоимством сделали на основе данных правоохранительных органов и социсследований. «Несмотря на то, что в неприглядных делах фигурируют работники госорганов, тень от подобных заявлений ложится на всю систему образования, в которой трудится порядка полумиллиона человек, и в первую очередь на педагогов», – сокрушается активный общественник Мурат АБЕНОВ, который, к слову, возглавил новую структуру – Национальную ассоциацию организаций образования.

О нелёгком труде педагога известный общественный деятель знает не понаслышке: его отец 42 года учительствовал, а позже и сам Мурат Абенов избрал эту стезю. Тем обиднее сегодня слышать обвинения в коррумпированности представителей сферы образования, зачастую не имеющих к ней прямого отношения.

По данным органов правовой статистики, в прошлом году в сфере образования зарегистрировано 252 коррупционных преступления. Основная их доля приходится на госзакупки: сумма нарушений по этому пункту составила свыше 13 млн тенге.

– Я математик, привык верить фактам, а не эмоциям. Давайте смотреть объективно: в республике около 8 тыс. школ, более 9 тыс. детских садов, 900 колледжей, сотня вузов, 500 тыс. педработников. И на всех приходится всего одно из 6 коррупционных преступлений. Для сравнения: всего госслужащих в Казахстане 90 тыс., их в шесть раз меньше, чем педагогов. Значит, они совершают остальные 5 из 6 нарушений закона в сфере коррупции. То есть, если верить озвученным цифрам, 500 тыс. учителей совершили нарушений в пять раз меньше, чем 90 тыс. чиновников. На полмиллиона учителей нарушений за год – на 13 млн тенге. И снова для сравнения: один вице-министр образования поймался со взяткой за одну сделку на 300 млн тенге. Так какая сфера у нас самая коррупционная? – задаётся вопросом Абенов.

Не стремясь оправдать коллег, бывший замминистра образования призывает рассматривать сиутацию глубже.

 – Школы недополучают финансирование по вине местных властей, в итоге мы толкаем администрации образовательных учреждений на то, чтобы они искали спонсоров, находили деньги. Или из-за нехватки детских садов у людей возникают вполне резонные вопросы: почему на их налоги содержатся учреждения, в которые они не могут устроить своих детей? И крайними становятся заведующие детсадами, на которых с другой стороны давит административный ресурс: чиновники, правоохранители с просьбами устроить своих чад, – говорит Мурат Абенов.

Большая часть проблемных вопросов в системе образования, отмечает общественник, напрямую связана с органами госуправления на местах, но не с педагогами и воспитателями.

– В стране существует система местного самоуправления, которая полностью отвечает за детские сады, школы и колледжи. Президент уже давно подписал такой указ. Но чаще по привычке ругают Минобразования, которое разрабатывает стандарты, методики и контролирует качество преподавания, но не регулирует финансовые и кадровые вопросы, – отмечает общественник.

Также Мурат Абенов напоминает, что в стране до сих пор применяется неравный подход к расходам на образование.

– Если, условно, на севере в год на ученика средней школы предусмотрено 400 тыс. тенге, то на юге этот показатель равен 200 тыс. В южном регионе динамика роста населения настолько высока, что местный бюджет не поспевает выделять средства. И без того к большому количеству учеников ежегодно прибавляется 70 тыс. То есть здесь нужно строить не меньше 100 школ каждый год, – говорит Абенов.

Что касается взяток представителей системы образования, то экс-чиновник просит уточнять: в какой области это происходит, при каком акиме.

– Если для устройства ребёнка в детсад нужно дать мзду, мы начинаем косо смотреть на заведующую вместо того, чтобы идти с жалобой на акима, который не решил проблему дефицита мест в дошкольных организациях, потратив средства на помпезные мероприятия, – говорит глава Ассоциации образовательных организаций.

При этом, подчеркивает Мурат Абенов, нынешнее положение дел, когда в школах до сих пор не искоренена трёхсменка, никого не оправдывает.

– Но мы тоже должны нести ответственность за свои заявления и обвинения людей в коррупции. Сегодня мы критикуем систему, пересказываем цифры, а утром оставляем детей учителям, надеясь, что за свою мизерную зарплату они вложат в наших детей лучшее…, – заключает общественник.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter