Прямой эфир Новости спорта

Ума палатка

В Палате по разрешению споров ФИФА в ближайшее время начнут рассматриваться иски сразу шести сербских футболистов к трём клубам отечественной премьер-лиги: «Востоку», «Жетысу» и «Атырау». Причина: несоответствие казахстанских футбольных законов международным требованиям.

В Палате по разрешению споров ФИФА в ближайшее время начнут рассматриваться иски сразу шести сербских футболистов к трём клубам отечественной премьер-лиги: «Востоку», «Жетысу» и «Атырау». Причина: несоответствие казахстанских футбольных законов международным требованиям.

СЕРБСКИЙ ЧАС

Тяжбы между футболистами и их работодателями – дело обыденное. Но грядущий процесс в ФИФА интересен прежде всего тем, что сербские игроки не стали обращаться в Палату по разрешению споров при ФФК.

– Обычно алгоритм действия в случае возникновения споров в казахстанском футболе таков: сначала игрок обращается в ПРС федерации футбола Казахстана. Если футболист недоволен решением, то он имеет право на рассмотрение дела в Апелляционном комитете. В случае, когда и там игрок останется несогласен с вынесенным вердиктом, его последний шанс: международный спортивно-арбитражный суд в Лозанне. Решение CAS является окончательным и обжалованию не подлежит, – говорит исполнительный директор «ПРО футбол» в Казахстане Айгерим Сабралиева.

Сербские футболисты избрали другой путь – обратившись в Палату по разрешению споров ФИФА. На это они имеют право, поскольку по правилам данной организации подобное допустимо, если Палата по разрешению споров (в данном случае казахстанская) не соответствует необходимым требованиям.

– Одно из требований ФИФА: в палату должно входить равное число членов со стороны игроков (профсоюза, признанного и рекомендованного ФИФПРО) и клубов – по 50%, а также должен быть независимый председатель, не работавший в федерации и не участвующий в создании регламентов, – продолжает Айгерим Сабралиева.

На данный момент Палата по разрешению споров при ФФК совсем не отвечает требованиям ФИФА.

– То, что в Казахстане подобная палата появилась – уже хорошо, отмечает Айгерим Сабралиева – К примеру, в Азербайджане и Белоруссии подобных организаций пока нет. Но Федерации футбола Казахстана, сказав «А» нужно сказать «Б» и продолжить работу – привести ПРС в соответствие с требованиями ФИФА. Причём эта организация заявила: до 2015 года каждая национальная федерация обязана создать палату, отвечающую всем нормам, иначе последуют санкции. Поэтому у ФФК есть всего год на доработку палаты.

«ТО, ЧТО СЕЙЧАС ИЗ 12 КЛУБОВ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ У ЧЕТЫРЁХ ИМЕЮТСЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД ИГРОКАМИ – АХОВАЯ СИТУАЦИЯ»

Обращение шести сербских футболистов в ПРС ФИФА – лишь вершина айсберга. Тяжбы игроков с казахстанскими клубами становятся делом обыденным.

– Мы подали идею в ФИФПРО создать так называемую «карту прав игроков», в которой бы учитывались все обращения игроков в различные инстанции. И исходя от количества дел, отмечать страны разным цветом. Думаю, что если такая карта появится, то Казахстан будет помечен не чёрным, а серым цветом: игроков под дулом пистолета контракты разрывать не заставляют, но то, сколько сейчас дел рассматривается как в ФФК, так и в ФИФА – подтверждение того, что в нашем футболе нет порядка, и некоторые клубы грубо нарушают условия контракта, которые сами подписывают, – уточняет Айгерим Сабралиева. – То, что сейчас из 12 клубов премьер-лиги у четырёх имеются задолженности перед игроками – аховая ситуация.

Несмотря на то, что казахстанский футбол – самый богатый вид спорта в стране, финансовых разногласий между клубами и игроками возникает множество. И порой руководители команд ведут себя очень мелочно.

– Был случай, когда футболист получал 25 тысяч долларов в месяц, а руководство отказывалось выплачивать оговоренные в контракте 300 $ за съёмную квартиру. Да и сам игрок говорил: «Может, не стоит требовать эти деньги? Сумма ведь не очень большая?», – смеётся Айгерим Сабралиева.

Также большинство казахстанских футболистов далеки от знания не только законов, но и содержания своих же контрактов.

– Мы обсуждали с руководством Профессиональной футбольной лиги, чтобы содействовали нам в организации встречи с игроками, где наши юристы могли провести семинар и дать информацию, как им действовать при подписании контракта, на что обращать внимание. Но пока такое мероприятие запланировать точно не удалось. А некоторые игроки отреагировали на наше предложение так: «А нам заплатят за то, что мы придём на встречу с вами и будем слушать?», – улыбается г-жа Сабралиева.

КОНТРАКТНЫЕ ХИТРОСТИ

Способов, благодаря которым высокооплачиваемые игроки клубов КПЛ становятся менее высокооплачиваемыми, множество. Айгерим Сабралиева выделяет типовые ошибки, которые допускают игроки при подписании контракта:

– Нежелание консультироваться с профессиональными юристами. Как итог: футболист с контрактом в 300 тысяч $ в год согласился на все штрафы и санкции, которые клуб может к нему применить.

– Футболисты обращаются в ФФК и ФИФА чаще всего в конце сезона, когда счёт по задолженностям исчисляется уже месяцами. А всё потому, что игроки «или боятся, или не хотят обидеть президентов клубов».

– Игроки часто не уточняют: вписанные в контракт суммы учитывают выплату налогов и других обязательных отчислений или нет.

– Регулярно в контрактах прописывается трёхмесячный испытательный срок. Такого быть не должно. Поскольку в случае прекращения сотрудничества футболист останется у разбитого корыта: при закрытом трансферном окне перейти в другую команду он не сможет.

– Контракт должен быть зарегистрирован в трёх, порой в четырёх экземплярах в ФФК. И игрок должен не только получить копию, но и расписаться, что трудовой договор у него имеется. Кроме этого, важнейший пункт существования казахстанских футболистов – премиальные – зачастую прописан в отдельном приложении. И то, что приложение также должно быть зарегистрировано, руководители команд часто «забывают» сообщить игрокам.

– Подобных схем при заключении договоров используется множество, – продолжает Айгерим Сабралиева. – К примеру, как показала ситуация с Бауржаном Джолчиевым из «Тобола», клуб практиковал подписание двойных контрактов!

Удивляет то, что подобные проблемы не решают агенты футболистов. Зачастую агенты присутствуют только при заключении соглашения. А как у их клиентов начинаются проблемы, они в большинстве своём не пытаются содействовать в их решении, так как боятся испортить отношения с руководством клубов.

Директор организации «ПРО футбол в Казахстане» видит единственный выход из ситуации: совершенствование нормативной базы.

– Также очень важно, чтобы сами футболисты проявляли внимательность при заключении контракта. В январе 2014 года будет создана круглосуточная телефонная «горячая линия» и открыт офис профсоюза в Астане, куда футболисты и тренеры могут обратиться с любыми вопросами. Проблема в том, что многие игроки не считают нужным ознакомиться с пунктами в контракте, а потом теряют время и нервы на обращения в ФФК и ФИФА.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

В Палату по разрешению споров ФИФА обратились: Джордже Мрджанин, Саша Добрич (оба – «Восток»), Вуле Тривунович, Горан Марич, Иван Цветкович (все – «Жетысу») и Боян Тркуля («Атырау»).

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров