Прямой эфир Новости спорта

Стабильность – синоним стагнации?

Как минимум, двух ожидаемых вещей от состоявшегося на прошлой неделе совещания президента страны с Кабмином – кадровых перестановок и девальвационного приговора – не случилось. Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил о том, что доверяет каждому члену правительства и сообщил, что шокового обвала тенге в стране не будет.

Как минимум, двух ожидаемых вещей от состоявшегося на прошлой неделе совещания президента страны с Кабмином – кадровых перестановок и девальвационного приговора – не случилось. Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил о том, что доверяет каждому члену правительства и сообщил, что шокового обвала тенге в стране не будет.

Профессор Университета международного бизнеса,доктор экономических наук Магбат Спанов: – Текущие цены на нефть значительно сужают рамки маневрирования экономическими процессами в каждой конкретной стране, особенно с недиверсифицированной экономикой, как у нас или в России. То есть, если раньше можно было говорить о наличии каких-то дополнительных возможностей за счёт полученных сверхдоходов, которые можно было направить на социальные программы или имиджевые проекты, то в нынешних условиях рассуждать об этом не приходится.

Однако ответ на самый актуальный и ожидаемый вопрос казахстанского общества – будет ли девальвация – казахстанцы получили из уст Нурсултана Назарбаева, констатирует экономист.

– Президент заверил, что одномоментного обвала тенге не будет. При этом правительство и Нацбанк намерены дедолларизировать экономику для того, чтобы укрепить национальную валюту. А для этого необходимо перевести все сбережения и накопления населения в тенге. Хотя с учётом инфляции и стагнационных процессов в стране иметь накопления в нацвалюте и населению, и бизнесу невыгодно, – отмечает экономист.

На заседании, продолжает Спанов, было заявлено о возможном расширении производства отечественной продукции.

– В рамках реализации этой цели будет принят комплекс налоговых и административных мер для поддержки отечественных предпринимателей. Будут расширяться и программы, на которые делалась ставка в докризисный период.

Например, благодаря программе развития животноводства экспорт продукции увеличился с нескольких сот килограммов до 12 тыс. тонн мяса. При этом импорт мяса только из России по-прежнему составляет не менее 200 тыс. тонн. То есть в этом плане у нас непочатый край работы, – говорит экономист.

Импонирует профессору то, что «по-настоящему» будет распечатан Фонд национального благосостояния. То есть ожидается не одноразовое изъятие на какие-то нужды, а программа поддержки нескольких секторов национальной экономики в течение определённого времени.

– Президент чётко заявил: если раньше ежегодно из Фонда национального благосостояния в бюджет перечислялось 8 млрд долларов США, то теперь дополнительно будут выделяться 3 млрд на поддержку МСБ. Очевидно, будет принят специальный закон о трансферте, – рассуждает эксперт.

Кроме этого, по мнению Спанова, особого внимания заслуживает оценка Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

– Президент ясно сказал, что никаких ограничений или восстановления таможенных границ не предполагается. Более того, в рамках ЕАЭС со многими странами в скором времени будут заключены соглашения о зоне свободной торговли, что ещё более усилит конкуренцию в самом союзе. При этом чётко обозначено, что альтернативы ЕАЭС нет. Я полностью согласен с этой мыслью, – подчёркивает Магбат Спанов.

Эксперт отмечает, что, несмотря на мощные вливания в госпрограммы, в том числе ГПФИИР, КПД от них по-прежнему остаётся крайне низким.

– За первую пятилетку реализации ГПФИИР преломления в национальной экономике, её глубинного переформатирования не произошло, а производительность труда на предприятиях – главный показатель успешности программы – не достигла высоких показателей. Это нужно признать всем членам Кабмина и перестать, наконец, рисовать в кабинетах очередные красивые прожекты. Как мне кажется, нашим министрам, премьеру нужно ездить больше по стране, бывать во всех укромных и неукромных уголках нашей необъятной родины, искать людей и специалистов со своим бизнесом и производством, которые могут стать точками экономического роста, – уверен эксперт. – Тогда не придётся отмалчиваться и делать вид на таких мероприятиях, что не имеешь к этому никакого отношения, и виноваты во всём внешние кризисы или подчинённые, а не собственные инфантильность и непрофессионализм.

Если вспомнить историю развития многих компаний с мировым брендом как в крупных, так и небольших странах, продолжает экономист, то видно, что часто мегакомпания начиналась с аренды небольшого помещения на окраине населённого пункта или даже заброшенного сарая или гаража.

– Почему бы нашим бизнесменам и предпринимателям при помощи премьера или министров не пройти этот путь в ускоренном режиме? Тем более такие возможности есть. Наши предприниматели привыкли работать в щадящем режиме, и к работе в конкурентных условиях не готовы. Двух месяцев не прошло с момента запуска ЕАЭС, как мы уже начинаем поднимать «вселенский вой», что нас обижают, и пора вводить эмбарго на продукцию наших партнёров. Хотя из той же войны санкций между Россией и западными странами наш бизнес мог бы извлечь пользу, – считает экономист.

Кроме того, в нынешних условиях казахстанский бизнес должен демонополизироваться, полагает доктор экономических наук.

– В стране работают несколько крупных компаний или поставщиков, а в среднем или малом бизнесе конкуренции практически нет. Отсутствие конкуренции, в конечном счёте, негативно сказывается на экономическом росте. Подобная стабильность подразумевает стагнацию. Нам же нужен рост, изменения в хорошем смысле, – заключает Магбат Спанов.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров