Прямой эфир Новости спорта

По горячим следам

Недавняя авария на тепломагистрали в Алматы ещё раз подтвердила то, что коммунальные сети исчерпали свой ресурс. Это значит, что завтра чей-то автомобиль снова может попасть в яму с кипятком. Существуют и другие риски, связанные с ветхостью системы и отсутствием должного ремонта. Об этом «Мегаполису» рассказал представитель ТОО «Алматинские тепловые сети», замначальника Центрального эксплуатационного района Данияр КАЗЫМБЕТОВ.

Недавняя авария на тепломагистрали в Алматы ещё раз подтвердила то, что коммунальные сети исчерпали свой ресурс. Это значит, что завтра чей-то автомобиль снова может попасть в яму с кипятком. Существуют и другие риски, связанные с ветхостью системы и отсутствием должного ремонта. Об этом «Мегаполису» рассказал представитель ТОО «Алматинские тепловые сети», замначальника Центрального эксплуатационного района Данияр КАЗЫМБЕТОВ.

Напомним, что авария на трубопроводе с горячей водой произошла в феврале на пересечении проспекта Райымбека и улицы Наурызбай батыра. Из-за прорыва на дороге произошёл обвал грунта. В яму провалились два автомобиля. Один водитель уехал с места аварии самостоятельно, другого госпитализировали с ожогами правой стопы. Горячая вода затопила дорогу и тротуары, образовались дорожные заторы. Впрочем, подобную картину на проспекте Райымбека наблюдали и в прошлом году.

Автор фото: Олег СПИВАК

ЖАРКИЕ ТРАССЫ

– Причина таких аварий всем известна: почти 70% сетей в городе изношены, – объяснил Данияр Казымбетов. – Они отработали свой нормативный срок. Для того чтобы преодолеть этот порог ветхости, нужно ежегодно менять ориентировочно по 45 км труб. В среднем в городе меняют по 17–20 км в год. Но даже такой ремонт приводит к пробкам на дорогах. Перекопать весь город нам никто не даст.

– Данияр Куандыкович, а как проходит магистраль, на которой случилась авария?

– Она тянется от ТЭЦ по улице Коммунальная – проспекту Райымбека, поворачивает на улицу Наурызбай батыра.

– То есть на этом участке следует ждать очередной порыв трубопровода?

– Где произойдёт очередная авария – предсказать невозможно. Но ежегодно по окончании отопительного сезона проводятся гидравлические испытания на прочность и плотность, цель которых – выявить такие места, по статистике порядка 90% возможных повреждений устраняются в ремонтный период.

– Но если вдоль этой улицы авария случалась два раза, то там велика вероятность и третьего порыва? Труба-то одна!

– Все думают, что под землёй идёт одна труба. Но там их намного больше. По улице Сейфуллина идут четыре, по Райымбека – ещё четыре. На улице Наурызбай батыра вообще другая магистраль. Люди просто этого не знают. Вероятность порывов всегда есть. Так что нам – не подавать тепло?

– Не хотелось бы оказаться в яме с горячей водой. Хотя бы скажите, в каких районах трубы более старые, а в каких – менее?

– Вот как раз и нужно обходить такие места. Хотелось бы напомнить нашим горожанам о том, что, если вы наблюдаете разлив горячей воды с видимым паро­образованием, ни в коем случае не подходите к этому месту, так как возможен выброс теплоносителя на поверхность, а это очень опасно потому, что горячая вода находится под давлением. К месту повреждения можно приближаться только в исключительном случае для спасения жизни и оказания помощи пострадавшему! Будьте бдительны. А что касается безопасности, то 100% гарантии никто дать не может, что порыв случится в том или ином месте. Как я уже говорил, изношенность существенная, но всё равно работы по устранению ведутся.

НЕ ОШПАРИМСЯ, ТАК ЗАМЁРЗНЕМ

Внутридомовые коммунальные сети нуждаются в ремонте не меньше, чем теплотрассы. Иначе есть риск не только провалиться под землю, но и замёрзнуть в собственной квартире.

– Необходимо в обязательном порядке КСК каждый год проводить промывку внутридомовых систем отопления. Тепловые системы в большинстве домов минимум 25 лет не ремонтировали. То есть они отрабатывают свой второй или третий срок. По идее должна проводиться регулярная замена труб. Причём одновременно во всём доме. Даже если жилец поменял трубы в своей квартире, а его сосед – нет, ни у кого система работать не будет. Это как единый организм. Трубы внутридомовых систем со временем покрываются коррозией, которая уменьшает диаметр трубы. Чем меньше диаметр трубы, тем больше нарушается гидравлический режим…

– К чему в конечном итоге это приведёт?

– В одних квартирах будет тепло, в других холодно. Вода идёт туда, куда ей легче идти. Если ей что-то мешает, то система не работает. Теплосети несут ответственность до границы элеваторного узла, а дальше уже в ведении КСК.

Тепловик объяснил, что нужно проводить не только ремонт, но и регулировку всей тепловой системы.

– Скоро придёт весна, и все сети уйдут в ремонт. Люди платят за это деньги, отчисляют каждый месяц определённую сумму. Но аварийные службы делают упор лишь на элеваторный узел, а это только одна часть системы отопления. В первую очередь нужно провести ревизию запорной арматуры (вентилей, задвижек) и трубопровода. Возможно, службы как-то пытаются снизить затраты жильцов и этого не делают. В результате у одних система работает, у других – нет…

Чтобы разобраться в работе сетей, мы забрались в подвал ближайшего дома. Благо работники КСК нас пустили. При этом тепловик сразу обратил внимание на пристройку к магазину на первом этаже. Данияр Казымбетов объяснил, по какой трубе вода приходит, по какой уходит. За счёт чего регулируется подача тепла. В завершении этого «сетевого ликбеза» сделал вывод:

– Каждый потребитель, увеличивающий обогреваемую площадь, создаёт нагрузку. А такая нагрузка не рассчитана на данный элеваторный узел…

К числу нарушений внутридомовых систем отопления и относятся увеличение отапливаемой площади, вынос радиаторов и т.п. Кто и как это должен контролировать – не понятно.

 НОВЫЕ ДОМА, СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Заглянули мы и в подвалы новостроек.

– В новых домах сети тоже нужно ремонтировать. Например, здесь должен быть термометр, но его нет. Манометра тоже не наблюдаю, – сделал вывод Данияр Казымбетов, осматривая теплопункт дома № 21 по улице Солодовникова.

И объяснил, что в новых домах жильцы экономят за счёт того, что температура воды в батареях меняется в зависимости от погодных условий. Но в той самой новостройке погодного устройства (сидельного клапана) не было. Регулировки тепловой системы – тоже. По словам г-на Казымбетова, в сетях наблюдается перегрев.

– Проблема в том, что не все специалисты умеют и могут работать с новой автоматизировнаной системой. Неквалифицированный персонал не может довести дорогостоящее оборудование до ума, – объяснил замначальника эксплуатационного района.

ВЕСНА БЕЗ ГОРЯЧЕГО

Мы напомнили тепловику, что наступает не только пора ремонтов, но и проблем с горячей водой. Каждый год в весенне-летний период алматинцам приходится сливать драгоценные кубы, чтобы вода стала хотя бы тёплой. В этом году ситуация, скорее всего, повторится.

– Летом система работает по-другому, по одной трубе, – объяснил Данияр Казымбетов.– Такой порядок горячего водоснабжения был принят ещё в советское время. Тогда никто не жалел и не экономил воду. В новых домах ставят электроподогреватели. В старых домах такой системы нет. Тут два выхода: либо ставить подогреватели, либо общедомовые приборы учёта тепла, которые считают не только объём, но и температуру…

СПРАВКА «МЕГАПОЛИСА»

Общая потребность инвестиций в сферу ЖКХ в республике составляет более двух триллионов тенге. На модернизацию инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года планируется выделять по 200 миллиардов тенге ежегодно.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров