В прошлом году в Казахстане стартовала программа «Развитие регионов». Действительно, существуют проблемы, о которых в глубинке говорят не один год. И госкомпании Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» создают там предприятия, которые в свою очередь формируют новую структуру рынка.

Государство воздействует на развитие проблемных регионов не дотациями, а рыночными методами. Благодаря компаниям холдинга «Самрук-Казына» по программе форсированной промышленной модернизации уже построены и запущены десятки новых предприятий. Машиностроительные заводы на севере, аграрно-пищевой и текстильный кластеры на юге, нефтехимические производства на западе. Многочисленные проекты «Карты индустриализации» в рамках создаваемой новой инновационной экономики постепенно изменяют ситуацию на рынке труда. В частности, резко возрос спрос на квалифицированные рабочие кадры, на специалистов инженерно-технического направления. Меняются и устоявшиеся экономические связи между регионами Казахстана. Этих связей становится больше. Заказы новых предприятий на местных рынках и на рынках других областей формируют цепочки поставок. Всё это кто-то должен обеспечивать и обслуживать, поэтому в регионах активизируется малый и средний бизнес, появляются новые сервисные, транспортные, торговые предприятия. Экономический ландшафт в прошлом депрессивных регионов начинает, хотя и медленно, но зримо меняться. Без участия ФНБ поднять регионы невозможно. Частный инвестор, планируя, например, новые промышленные центры, исходит только из традиционных производственных соображений. Он учитывает наличие вблизи ресурсов и сырья, планирует свои транспортные сети, логистику, оценивает затраты, необходимые на доставку деталей и сырья, на строительство смежных производств. Государство же кроме всего этого исходит ещё и из стратегических соображений. При оценке каждого проекта, предлагаемого для «Карты индустриализации», учитываются особенности демографии региона, местная экономика, специфика рынка труда, социальные интересы населения. При планировании работы нового предприятия делается упор на его комплексный социально-экономический эффект. В фонде оценивают, в частности, обеспечит ли проект формирование необходимых условий и инфраструктуры для частной инициативы, для роста деловой активности малого бизнеса непосредственно в данном регионе. В целом государственный холдинг стремится сделать так, чтобы экономические преимущества каждого региона были максимально использованы в новых проектах. Необходимым условием успешной реализации госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития является транспортная логистика. Фонд «Самрук-Казына», привлекая капитал крупных частных инвесторов, развернул масштабные инфраструктурные проекты – строительство автодорог, железнодорожных магистралей, связывающих промышленные и аграрные регионы между собой. Современные дороги, коммуникации, условия для развёртывания производств сделают казахстанскую периферию ближе и привлекательней для частного капитала. Изменилось и отношение к международному приграничному сотрудничеству. В 2011 году, по решению правительства, Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» перешёл в доверительное управление дочерней компании ФНБ «Самрук-Казына» АО «НК «КТЖ». Планируется, что к 2018 году МЦПС «Хоргос» станет торговым, логистическим и деловым хабом Центрально-Азиатского региона.

– С сентября 2012 года здесь организовано движение автотранспортных средств по обеспечению внутренних перевозок посетителей и их грузов по территории центра, – рассказывает президент МЦПС «Хоргос» Хамитов Асхат Джаксыбекович. – До китайской границы можно доехать на поезде по маршруту Алматы-I – станция Алтынколь. Проезд от ж/д станции Алтынколь до МЦПС и обратно осуществляется на комфортабельных микроавтобусах марки Hyundai. Также МЦПС «Хоргос» связан автобусным маршрутом с городом Жаркент и прилегающими посёлками Панфиловского района. Посетителей МЦПС стало больше, и это привлекает инвесторов. В текущем году центр посетили более 100 инвесторов. На сегодняшний день уже достигнуты договорённости с такими крупными международными компаниями, как «Шаган групп», «Казпочта»,  Senko. Ltd. по взаимному сотрудничеству. Кроме этого, благодаря АО «КТЖ» и ФНБ «Самрук-Казына», решены некоторые жилищные и социальные вопросы. На Алтынколе построен комфортабельный посёлок Нуркент, где живут люди, обслуживающие станцию. Жителям региона предоставлены рабочие места. Сельчане оказывают услуги по перевозкам, открылись кафе, столовые. Развивается малый бизнес. Таким образом, государство создаёт стимулы для развития региона. С 22 по 27 октября на территории МЦПС «Хоргос» пройдёт первая казахстанско-китайская торговая ярмарка. И ожидаем наплыв посетителей как с казахстанской, так и с китайской стороны. Можно ли провести такое мероприятие без соответствующей инфраструктуры? Думаю, нет. Поэтому компания холдинга «Самрук-Казына», вложив деньги в развитие транспортной логистики, поменяла и социально-экономический климат региона, и одновременно расширила двустороннее сотрудничество с Китаем…

Текущие проекты холдинга предполагают системное воздействие на экономику через целую сеть хозяйственных связей, формирущихся и по горизонтали, и по вертикали. Выступая ведущим заказчиком, госкомпании меняют социально-экономический климат регионов через множество составляющих. Это и инфраструктура, и рабочие места, и спрос на товары и услуги местного рынка через госзаказ в рамках создаваемых проектов. Стратегия государственного мегахолдинга нацелена на то, чтобы создать новую социально-экономическую среду на местах, стимулировать население и малый бизнес к профессиональному росту, усилить экономическую заинтересованность и мобильность населения.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter