Прямой эфир Новости спорта

На лазейки для коррупции и риски в деятельности "КазАвтоЖола" указали антикоррупционщики

Доклад представили на видеоконференции с участием всех регионов Казахстана.

В Нур-Султане под руководством первого заместителя председателя Агентства по борьбе с коррупцией Олжаса Бектенова прошло совещание по видеоконференцсвязи по вопросам противодействия коррупции в сфере автомобильных дорог и транспортного контроля.

"В рейтинге стран по качеству автомобильных дорог по итогам 2018 года Казахстан занимает 106-ю позицию из 140. Мы находимся в аутсайдерах, и в значительной степени причиной является коррупция. За последние 3,5 года в сфере строительства дорог пресечено 100 коррупционных правонарушений. В числе изобличённых – должностные лица "КазАвтоЖола", "Казахавтодора", местных исполнительных органов", – сказал Олжас Бектенов в начале видеоконференции.

Доклад о выявленных рисках в деятельности АО "НК "КазАвтоЖол" представила и.о. руководителя департамента превенции Агентства по борьбе с коррупцией Анар Жарова. Исследование проводилось в марте этого года, оно выявило системные проблемы.

  • Решения по закупкам "закрытые и непрозрачные".

"Представители общественности в состав тендерной комиссии включаются лишь в тех случаях, когда сумма договоров по строительству и ремонту дорог превышают 2 млрд тенге. Это требование внутренних правил компании, и критерий, на наш взгляд, завышен. В первом квартале этого года в работе тендерных комиссий наблюдатели от НПО не принимали участие ни в одном из конкурсов, поскольку тендеры все были ниже указанной суммы", – сказала докладчик.

  • Есть вопросы к составу и деятельности самой тендерной комиссии.

"Фактически её состав формируется на усмотрение руководителя заказчика. Усугубляет ситуацию и отсутствие практики того, чтобы члены тендерной комиссии декларировали свои интересы. Это создаёт условия для конфликта интересов", – отметила докладчик.

  • В регионах нет единой практики оформления инспекционных проверок. Приложение фотографий к актам проверки не является обязательным.
  • Отсутствуют должные меры воздействия за нарушение норм качества при строительстве, реконструкции и ремонте дорог.

Несмотря на то, что на всех инспекционных проверках выявляются нарушения, должностные лица не привлекаются к ответственности. Вопросы применения мер воздействия к подрядчикам и службе технического надзора остаются на усмотрение филиала.

  • Установлены нарушения при приёме дорог в эксплуатацию.

Принимать объект должны заказчики совместно с подрядчиками и сотрудниками, осуществляющими технический и авторский надзор. На практике приём проходит без участия последних. Например, приём работ по ремонту дороги Петропавловск – граница РФ на сумму 1,7 млрд тенге проводился без привлечения специализированных организаций технического и авторского надзора. Это увеличивает риски сговора между подрядчиком и заказчиком, отметили антикоррупционщики.

  • Нарушения в гарантийный период: контролируют неправильно, устраняют не вовремя.

Для проверки качества дороги должна создаваться комиссия, но на практике это проверка проводится некомиссионно.

Отсутствует чётко закреплённый механизм контроля за исполнением работ по устранению недостатков. Например, по акту обследования дороги республиканского значения Павлодар – Щербакты от 7 ноября 2018 года на трёх участках выявлены дефекты, которые на момент проведения внешнего анализа не были устранены, несмотря на то, что срок устранения был 15 ноября 2018 года. В суд павлодарский филиал АО "НК "КазАвтоЖол" тоже не подал, хотя обязан был это сделать.

  • Проверки филиалов проводятся в неоправданно короткие сроки.

Одно и то же должностное лицо "КазАвтоЖола" провело проверку в Актюбинском филиале 8 октября, в ЗКО – 9 октября, в Атырауском филиале – 10 октября.

"Вызывает вопрос качества таких проверок. Сами рекомендации имеют общий характер", – отметила Анар Жарова.

Антикоррупционщики дали рекомендации по ликвидации коррупционных рисков и выразили надежду на конструктивный подход руководства АО "НК "КазАвтоЖол" к этой проблеме. Исполнять рекомендации они не обязаны, поэтому в агентстве прорабатывают законопроект о введении обязательного исполнения таких указаний.

Поделиться:

Новости партнеров