Жалобы директору КГП "Метрополитен" Айдыну  Оразханову на его подчинённых посыпались как из рога изобилия. Возможно, персонал устал от бессонных ночей в ходе многодневной подготовки к визиту Главы государства на праздник открытия двух новых станций.

Громче всех возмущаются постоянные пользователи подземки. Те, кто ежедневно добирается до работы. За три года здесь не появилось ни туалетов, ни мобильной связи, ни Интернета. И пожилым людям персонал не уделяет внимания.

"На следующее утро после открытия президентом в Алматы двух новых станций я встретил в метро ажешку с аташкой. Наверное, посмотрели новости и откликнулись на зов Нурсултана Назарбаева пользоваться метрополитеном, - рассказывает на своей страничке в Facebook Вадим Ни. - Ажешка более-менее мобильная, а аташка совсем еле-еле ходит. Возле турникета стояло человек шесть обслуживающего персонала и полицейских. Я обратил внимание, что аташке необходима помощь. Но никто из них ничего так и не предпринял. Жалею, что не остался и не добился от персонала метрополитена, чтобы они посадили аташку в подъёмное кресло. Когда через час вернулся, оба кресла так и оставались зачехлёнными... Я часто езжу на метро. Не помогают работники метрополитена инвалидам и старикам на подъёмники садиться. Неоднократно это замечал. Эти приспособления так и стоят на станциях зачехлённые. Почему?..

"Над" и "под"

Слухи и скандалы вокруг Алматинского метрополитена - не редкость. И не только вокруг 167 "зарытых в землю миллиардов тенге". За 24 года строительства и простоя здесь и находили трупы людей, и наблюдали нашествие крыс, и потопы, и остановку поездов в тоннелях, когда пассажирам приходилось в кромешной темноте добираться до ближайшей станции.

В апреле прошлого года с должности директора метрополитена слетел Каут Мусабеков. Его обвинили в некомпетентности и покровительстве своим родственникам. Говорят, что путём шантажа и угроз ему удалось сменить ряд высококвалифицированных специалистов на случайных людей. Ну и каков сегодня уровень безопасности Алматинской подземки? Вчера корреспонденты informburo.kz снова спустились в метро. И увидели то, что не увидел президент Нурсултан Назарбаев.

Спальные микрорайоны южной столицы уже пересаживаются из автобусов-троллейбусов в метро, чтобы не терять время на поверхности в пробках. Аким Есимов, когда докладывал президенту о сдаче в эксплуатацию новых станций "Москва" и "Сайран", сказал, что с их открытием загруженность проспекта Абая снизится.

С начала эксплуатации алматинского метро перевезено уже более 22 млн пассажиров.

"Ежедневно свыше 24 тыс. человек пользуются этим видом транспорта. С вводом двух новых станций ожидается значительное увеличение пассажиропотока. Возможно даже в два раза. Жители спальных районов наконец-то получили реальную возможность быстро доехать до центра города", - отметил Ахметжан Есимов.

Проверено на себе



Вчера от "Москвы" до станции "Райымбек батыр" я не просто доехал на метро, а буквально долетел за какие-то 20 минут. На автомобиле этот же путь отнял бы у меня больше часа. Таксисты не дадут соврать. И сфотографироваться мне разрешили на всех станциях, хотя в других странах фотографировать в метро строжайше запрещено. К примеру, в Ташкентском метро я был задержан оперативным дежурным как только пару раз щёлкнул их "режимный" объект на свою "мыльницу". В Лондоне достать фотоаппарат из кофра даже не рискнул, в Нью-Йорке вообще не взял с собой в поездку. И в Москве, особенно после серии терактов, что-либо фотографировать никому не советовал бы. Для полиции незнакомец с фотоаппаратом на станции метро - всё равно что террорист. Руки скрутят в момент.

В нашем метро, тем не менее, полицейские "сканировали" меня и мой портфель несколько раз. На всех станциях, в вестибюлях, над эскалаторами и в переходах установлены десятки видеокамер. Если что - не проскочит даже мышь.

От станции "Москва" в центральную аптеку, которая находится в центре города, я выехал на метро в 8.00, а тестя попросил туда же проехать на автомобиле и купить для меня таблетки. В результате всего через 40 минут я с лекарством успел вернуться домой. А он только в один конец добирался час двадцать.
Дежурный по "Москве"

Обслуживают пассажиров метрополитена четыре современных состава электропоездов (по четыре вагона в каждом). Вместимость одного состава составляет примерно 940 человек. Средняя скорость движения - 40 км в час с учётом остановок. "Будьте внимательны и не пропустите свою остановку", - предупредил меня дежурный по "Москве" Данияр Нурумов.

Все станции метро, а их уже девять по счёту, абсолютно не похожи друг на друга. Не поленился приобрести проездной билет на 10 поездок и побывать на всех.

"Райымбек батыр" - пр. Райымбека, уг.ул. Фурманова. Дизайн выполнен в духе совмещения древности и современности. На стенах - национальные узоры и наскальные рисунки. Ближайшие объекты от станции «Райымбек батыра»: ТД "Мерей", ж/д вокзал "Алматы-2", Зелёный базар.

"Жибек жолы" - перекрёсток Гоголя и Панфилова. Стены облицованы мраморной мозаикой бежевого цвета, украшены декоративными элементами, изготовленными из искусственного камня. Ближайшие объекты от станции "Жибек жолы": ТД "Зангар", гостиницы «Отрар», «Жетысу», аптека №2, супермаркет «Юбилейный», магазины «Москва», «Академкнига», «Silk Way», Вознесенский собор, Парк 28 панфиловцев.

"Алмалы"- перекрёсток Панфилова и Карасай батыра. Кругом мраморная мозаика и витражи. В панно заложена идея древнего города и цветущего сада. Ближайшие объекты от станции «Алмалы»: Театр оперы и балета имени Абая, гостиница "Алма-Ата", Казахская национальная академия искусств имени Жургенова, "Главпочтамт", магазин "Столичный".

"Абай" – перекрёсток Абая и Кунаева. Это станция самого глубокого заложения (глубина 78 м). Архитектурно-художественное решение станции выполнено в современном стиле без использования традиционных архитектурных элементов. Стены отделаны мрамором бежевого и коричневого цветов. Карниз выполнен из нержавеющей стали. Ближайшие объекты от станции "Абай": Дворец Республики, гостиница "Казахстан", кинотеатр "Арман", канатная дорога на Кок-Тобе, магазин "Французский дом", площадь Республики, Театр драмы им. Лермонтова, Национальная библиотека, университеты: КИМЭП, UIB, Аграрный, "Туран", здание городского акимата.

"Байконыр" - перекрёсток Абая и Байтурсынова. Дизайн станции в стиле хайтек связан с космодромом. Для отделки стен использована облицовка металлическими панелями голубого и светло-серого цветов. В торце платформенного участка установлено рекламно-информационное табло, собранное из 16 светодиодных дисплеев. Ближайшие объекты от станции «Байконыр»: Дворец спорта им. Балуана Шолака, Центральный cтадион, ТД «Променад», КазНТУ им. Сатпаева, Алматинский университет энергетики и связи, Академия туризма и спорта.

"Театр им. Ауэзова" -  Абая - Муканова.  Интерьер станции украшен национальным орнаментом и сценами из быта кочевников. Ближайшие объекты от станции: Казахский драматический театр им. Ауэзова, Алматинский цирк, Дворец бракосочетания.

"Алатау" - перекрёсток Абая и Жарокова. За основу идеи проекта интерьера взята древнейшая символика народов, живших на территории Казахстана. Стены отделаны белым и зелёным мрамором. Полы из серого гранита с простым графическим рисунком из светло-коричневого гранита. Над спусками со стороны вестибюлей в торцах платформенного участка расположены художественные тематические панно, выполненные из римской мозаики, бронзы и рельефа с изображением горного хребта Заилийского Алатау. Ближайшие объекты от станции "Алатау": Дом издательств, группа проектных и научных институтов, ТД "Жанна".

С ветки на ветку

Что касается перспективного направления, то, как прокомментировал аким Алматы Ахметжан Есимов, "строительство второй очереди первой линии метрополитена от станции "Алатау" до  посёлка Калкаман и нового автовокзала будет обязательно продолжено".

Продлить ветку вдоль проспекта Абая в западном направлении до ул. Момыш-улы планируется в ходе работ по строительству второго пускового комплекса второй очереди первой линии метрополитена, включающего станцию «Сарыарка», которая будет расположена в районе парка Family, и станцию «Достык» по пр. Абая, западнее ул. Момыш-улы.

Через пару лет и эта ветка будет запущена в эксплуатацию. Во всяком случае,  градоначальник это пообещал твёрдо. Также Есимов заверил, что "никакие землетрясения Алматинскому метрополитену не страшны, потому что в его строительстве применены самые современные технологии и все расчёты выполнены настоящими профессионалами, которые знают толк в этом деле".

Нынешний директор  КГП "Метрополитен" Айдын  Оразханов, после того как Нурсултан Назарбаев прокатился от станции "Сайран" до "Москвы" и поблагодарил сотрудников за хорошую работу, пообещал для корреспондентов informburo.kz открыть в его "муравейнике" все потайные двери. На вопрос  informburo.kz, почему так много в последнее время  поступает от граждан  жалоб на бездействие сотрудников метрополитена, особенно по отношению к пожилым людям, тоже ответил, но как-то очень лаконично: "Разбираемся".

 

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter