Что может быть лучше ССО? «Ничего», – скажут те, кто хоть раз надевал стройотрядовскую форму. И это правда. Профессор КазАТК имени М. Тынышпаева Ануарбек Сабетов приобщился к славной студенческой традиции в 1966 году, но помнит всё до мельчайших подробностей. В среду вечером он пришёл на вокзал Алматы-2, чтобы проводить студентов, выезжающих рейсом 377 Алматы–Мангышлак на строительство железной дороги Жезказган – Бейнеу.

– В стройотрядах приобретается большой жизненный опыт, – говорит аксакал с явной ностальгической ноткой в голосе. – Они сплачивают молодёжь, дают возможность увидеть и узнать много нового. А воспоминания остаются на всю жизнь. Пока что район, куда едут наши студенты, абсолютно не освоенный. Настолько, что железнодорожники первое время будут работать вахтовым методом. Стройотрядовцы окажут им большую услугу, построив жилые дома. Но главное, конечно, – их участие в строительстве путей. Мои одногодки прокладывали рельсы на БАМе, сегодняшняя молодёжь Казахстана строит новую, очень важную для страны дорогу Жезказган – Бейнеу. Суть не меняется: свой молодой задор и азарт ребята ставят на службу Отечеству. И это славно.

Традицию стройотрядов возродили совместно железнодорожная компания «Қазақстан темір жолы» и главный транспортный вуз страны. Три студенческих отряда КазАТК общей численностью 75 человек будут работать в Жезказгане и Бейнеу. Их ждут на месте дислокации в полной готовности. Рассказывает исполнительный директор – руководитель аппарата ТОО «Теміржол жөндеу» А.Н. Баяндинова.

– Я специально приехала для участия в этом грандиозном событии, которое стало возможным в результате сотрудничества управляющей компании «Қамқор менеджмент» и Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 50 будущих специалистов едут на стратегический для нашей страны объект – строительство участка Шалкар – Бейнеу, являющегося частью большой железнодорожной линии Жезказган – Бейнеу. Молодёжь будет работать бок о бок с опытными путейцами. Для стройотрядовцев определён объём работ и размер заработной платы, жить они будут, как все, в вагончиках. По окончании двухмесячной практики компания планирует поощрить лучших бойцов. Как работодатели мы заинтересованы в том, чтобы из железнодорожного вуза страны выходили подготовленные к жизни и работе кадры.

Ещё 25 студентов академии будут приняты в производственный штат филиала КТЖ – ТОО «Компания «Темір жол жөндеу» – Карагандинская дирекция по ремонту пути». Примерный перечень работ, которые придётся выполнять бойцам ССО, такой: подъёмка пути и стрелочных переводов, укладка тупика, устройство рельсовых упоров, планировка междупутья, выгрузка щебня из полувагонов на накопитель... Чувствуете специфику? Железно – дорожная…

Для работников, связанных с содержанием и ремонтом пути, на предприятии оборудованы санитарно-бытовые и вспомогательные помещения. В обязательном порядке выдаётся спецодежда и средства индивидуальной защиты. По прибытии на место бойцы ССО получат костюм «путеец», ботинки и сапоги «титан», плащ, рукавицы, жилет сигнальный, каску защитную. Все будут обеспечены бесплатными местами в специализированных спальных вагонах и бесплатным медицинским обслуживанием. Как после этого не выполнять норму? Дело чести.

Раньше говорили: мужчина не состоится, если не отслужит в армии. Путеец не состоится, если своими руками не построит хоть маленький кусочек дороги. Связи учебы с практикой в Академии транспорта и коммуникаций придают огромное значение как преподаватели, так и сами студенты.

– Я с детства мечтал побывать в стройотряде, – говорит студент 3 курса Жусупбек Баянов. – Но, поступив в академию, узнал, что выезды в ССО не практиковались уже много лет. И вот удача – началось возрождение студенческого движения. Записался в отряд в числе первых. На четвёртом курсе мне предстоит защищать диплом, и практика очень пригодится. Хочу своими глазами увидеть, что и как на железной дороге. Мы будем заниматься строительством пути. А после окончания вуза я хотел бы вернуться в Восточный Казахстан и работать на станции Аягуз. Мои отец и дед тоже путейцы. Считайте, что я продолжаю семейную династию.

Работа на железной дороге требует особого внимания и соблюдения требований безопасности. Поэтому вместе с ребятами на Мангышлак и в Жезказган в качестве командиров едут преподаватели, а комиссаров выбрали из числа студентов. На месте отрядовцев будут опекать ещё и мастера с прорабами. За каждым строительным отрядом закреплены инструктор по технике безопасности и ответственный работник филиала из числа опытных путейцев.

Но вернёмся к трибуне, где готовится выступить ветеран АО «НК «КТЖ», бывший начальник дороги Калтай Самбетов. Умолк вокзальный громкоговоритель, и почётный железнодорожник шагнул к микрофону.

– У вас замечательное начало пути, – сказал он, обращаясь к студентам. – Дорога, которую вы будете строить, без преувеличения великая дорога. Её социально-экономическое значение огромно. Когда вы приедете на место, то увидите одни бескрайние просторы. Это не должно вас ни смущать, ни огорчать. За короткое время там будут построены посёлки. Самое главное – вы становитесь участниками величайшей стройки века. С гордостью будете вспоминать об этом всю жизнь. Вы закалитесь, возмужаете, приобретёте твёрдость характера и закрепите знания, полученные в вузе. Вы почувствуете высокий ритм труда и необыкновенную ответственность за порученное дело, свойственные только железнодорожникам. В народе говорят: дорога железная, а люди на ней золотые. Желаю и вам стать золотыми людьми.

Такое внимание, безусловно, обязывает, и ребята обещают быть достойными заботы старших. А вот и посадка в вагоны. Считанные минуты, и состав отправится в путь.

– Благодаря АО «НК «Қазақстан темір жолы» у студентов появилась возможность увидеть производство и показать себя. Одно дело работать в лаборатории и совсем другое – на железной дороге. Практика – хорошее начало для любой карьеры, прекрасная основа для будущего этих ребят. Кроме работы их ждут встречи в неформальной обстановке с известными железнодорожниками, опытными инженерами, повышающими свою квалификацию в ближнем и дальнем зарубежье. Надеемся, они привьют нашим студентам вкус к постоянной учёбе, без чего на железной дороге просто не обойтись, – рассказывает «на посошок» начальник отдела по воспитательной работе и связям с общественностью КазАТК им. М. Тынышпаева Асель Аубекерова.

Всё, поплыли вагоны. Среди стоящих на перроне нет мам и пап, зато есть ветераны железной дороги, преподаватели и ректор КазАТК, представители акимата. Вас когда-нибудь так провожали?

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter