Прямой эфир Новости спорта

Акан Сатаев: "Хотим побить кассовый рекорд"

Вряд ли нужно представлять Акана Сатаева – один из самых успешных казахстанских режиссёров в 2007 году фильмом "Рэкетир" поменял представление о возможностях отечественного кино. С тех прошло восемь лет, за которые Сатаев снял полнометражные ленты "Заблудившийся", "Ликвидатор", "Жаужурек мын бала", несколько телевизионных проектов, а сегодня в Алматы пройдёт премьерный показ картины "Рэкетир 2: прошлое не отступит". Накануне мы встретились с Аканом, чтобы поговорить о том, что заставило его снять продолжение, нужна ли кино господдержка и многом другом.

Каждый получит своё

– Акан, почти всё то время, что мы знакомы, ты всячески отказывался от продолжения "Рэкетира". И тем не менее поменял своё мнение. Сегодня премьера второй части, на следующей неделе фильм выходит в прокат. Наверное, главный вопрос, в связи с этим: зачем?

– Не буду скрывать, что это бизнес-проект, коммерческое кино, мы хотим попробовать на волне популярности, что была у первой части, окупить съемки нового фильма, ну и заработать. Нам наконец-то удалось придумать интересную историю. Потому что, честно говоря, когда мы сделали первую часть, я не думал, что у нас получится сделать продолжение органичным, не переходящим через те идеи, которые были заложены. Несмотря на то, что нас просили снять продолжение друзья, близкие, родные, коллеги. С другой стороны, было некогда, мы всё время находились в производстве. А тут вроде и время образовалось, и идея появилась, и когда мы всё взвесили, то поняли, что из этого может получиться хороший проект.

– Что всё-таки первичнее: идея или желание сделать бизнес-проект?

– Конечно, идея. Если бы это был только бизнес, мы сняли бы продолжение уже на следующий год.

– В чём эта идея заключена? Потому что синопсис, ушедший в массы, краток и фактически ничего не объясняет. Понятно, что появляется брат Руслана, и, в общем-то, всё.

– Во второй части мы, наверное, хотим показать разницу между местью и возмездием. Люди, которые… скажем так, прилично грешат, они должны получить своё так или иначе.

– От кого?

– Вот это уже неважно. Как-то они получат возмездие.

– Как раз незадолго до нашей встречи я писал колонку в том числе о мести, возмездии, уставшем обществе и вспомнил первый фильм, где фактически, за одним исключением, никто из героев на путь исправления не вставал. А исключение – когда человек ушёл в религию.

– Нет, ну заметь, Саян-то меняется. Он же всё-таки не смог нажать на курок.

Криминальная тематика неисчерпаема

– Что ты можешь рассказать о новых персонажах, которые, судя по всему, в большом количестве появляются во втором фильме?

– Да, их немало, и главный герой у нас – это всё-таки родной братишка Руслана, именно через него мы строим весь сюжет. Параллельно идёт линия Саяна. Без новых героев мы не смогли бы рассказать ту историю, которую замыслили. Мы не хотели, чтобы это снова был Саян, от начала фильма до конца занимающийся местью. Тогда нам бы действительно пришлось переступать через первый фильм.

– Можно ли тогда сказать, что вторая часть это в большей степени не продолжение, а такой, как принято сейчас говорить, спин-офф?

– Скорее, это микс, симбиоз, потому что, к примеру, без Жана мы бы тоже не сумели построить новую историю. Жан во второй части, безусловно, центральная фигура. Я не хочу сейчас раскрывать никаких подробностей и плодить спойлеры, на премьере всё сам увидишь.

– В начале разговора ты сказал "…на волне популярности первого фильма". А ты не думаешь, что она уже прошла?

– Конечно, мы осознаём, что продолжение сейчас – это очень рискованно. Я прекрасно понимаю, о чём ты говоришь. Часто бывает, что продолжение не оправдывает те ожидания, что есть у зрителя. Примеров много, тот же "Бумер". Но есть и хорошие примеры (смеётся). Поэтому я всё-таки оптимист. Мы очень старались сделать хорошее кино. В принципе, вторая часть смотрится самостоятельно, и человек, который не видел первый фильм, будет "в материале" и всё поймёт.

– Я зайду с другой стороны. Ты же наверняка читал отзывы в стиле "Пора бы закрывать тему бандитов. Что нам, снимать больше не о чем?"

– Тут такая штука… Криминальная тематика она же всё-таки неисчерпаема, это классика. Пока есть общество, криминал его составляющая. А с людьми, пишущими о том, что хватит снимать про бандитов, я солидарен вот, в каком плане: если бы наш фильм пропагандировал насилие, конечно, такое кино нельзя было бы показывать. Но когда в фильме правильно расставлены акценты, и он несёт пользу для общества, это другое дело.

[GALLERY_BLOCK_1]

Рэкетир 3

– Когда ты делал финал первого "Рэкетира", специально была оставлена лазейка для продолжения?

– Когда мы снимали, были в процессе, таких мыслей не появлялось. Для нас это была законченная история. Но когда смонтировали и выпустили фильм, и пошли первые отзывы, мне стали звонить друзья и знакомые со словами: "Продолжение должно быть, обязательно, мы ждём!" Я сначала не понимал, откуда, почему такие мысли, а потом, когда начали с группой пересматривать фильм, анализировать, то поняли, что дверцу для продолжения мы оставили открытой.

– Тоже не хотел бы порождать спойлеры, и тем не менее: в "Рэкетире 2" такая дверца для "Рэкетира 3" оставлена?

– Оставлена. Это не спойлер. Мы её официально заявили.

– То же самое – уже абсолютно намеренно – сделано в сцене после титров в "Ликвидаторе". Стоит ли в ближайшем будущем ожидать появление "Ликвидатора 2"?

– "Ликвидатор" это совместный продукт с "Казахфильмом", и все права принадлежат именно "Казахфильму". При соответствующем желании мы хотели бы сделать продолжение, но пока никаких предметных разговоров на этот счёт не было. Хотя заготовочка есть, и ещё когда мы снимали фильм, уже примерно понимали, как можно развить историю, причём, по нескольким направлениям.

– Чуть раньше ты сказал, что долгое время заниматься "Рэкетиром 2" было некогда. Но такое ощущение, что и сейчас не особо есть когда. В общем-то, уникальная ситуация: ты закончил один фильм, который ещё никто не видел, "Хакер"; выпускаешь в прокат второй; и снимаешь третий, "Дорога к матери". Как это вообще возможно?

– Я сам, честно говоря, удивлён, и, анализируя эту ситуацию, понимаю, что дело в команде. Всё получается только благодаря тому, что мне удалось собрать своеобразную дримтим.

Мне нравится конкуренция

– Что с "Хакером"?

– "Хакер" готовится к выпуску. Даст Бог, осенью. Ситуация такова: мы заключили контракт с сэйлз-агентством, очень серьёзная американская компания, трейлеры готовы, и сейчас идёт процесс переговоров с дистрибьюторами, которые возьмут на себя риск проката в Северной Америке и мире. Что просят наши сэйлз-агенты – нигде не показывать ни трейлер, ничего вообще не показывать до контракта с дистрибьютором. И мы вынуждены ждать. Не скажу, что всё так легко складывается – процесс сложный, очень много нюансов, и надо просто набраться терпения. Успокаивает и радует только, что всем участникам проекта, особенно американской стороне, фильм действительно нравится, в него верят, верят в успех.

– Идея твоего следующего фильма, "Дорога к матери", насколько я помню, появилась ещё в период съёмок "Ликвидатора". Во что она в итоге вылилась?

– В историческую драму, действие которой проходит через все узловые события в истории Казахстана XX века. Коллективизация, джут, репрессии, война, послевоенные годы, наши дни. Я очень надеюсь, что нам удастся довести этот проект до конца на том же дыхании, в том же темпе, в котором мы сейчас идём. 60 съёмочных дней уже отработали, осталось ещё 22 – в Казахстане. До этого полтора месяца мы были в командировке в Белоруссии, Азербайджане, и качество материала, которое я вижу, очень радует. И не только меня, но и всех участников проекта.

– К сожалению, "Казахфильм" в последнее время сосредоточился на патриотически-пафосных картинах, которые выпускаются, но которые практически никто не смотрит, потому что никому это неинтересно. "Дорога к матери" тоже патриотический госзаказ или всё-таки нечто большее?

– Это, безусловно, патриотическое кино, но при этом мы очень искренни и правдивы в своём рассказе. Стараемся, чтобы фильм получился интересным и задевал душу, но ни в коем случае не был плакатным кино. Мы прекрасно понимаем вкусы и ожидания зрителя.

– "Казахфильм" всё чаще критикуют, президент страны в начале месяца заявил, что нужно пересмотреть бюджет киностудии, в то же время ещё в прошлом году частные компании выпустили в разы больше фильмов, не говоря уже о тотальной разнице в кассовых сборах. За кем всё-таки будущее?

– Мне нравится, что есть здоровая конкуренция. Но при этом хочу отдать должное государству в том, что мы имеем возможность снимать такие проекты, как "Жаужурек мын бала" или "Дорога к матери".

– Ты бы не смог снять "Дорогу к матери" без государственных денег?

– Думаю, маловероятно, что кто-то профинансировал бы такой фильм. Это очень рискованно. Большое историческое полотно, большие затраты.

– А никто не готов финансировать кино не в ожидании отдачи, а, скажем так, по доброте душевной?

– Почему же, есть такие люди, я с ними сталкивался и безгранично им благодарен. Когда мы делали сериал "Бауржан Момыш-улы", были частные инвесторы, был банк RBK, которые дали деньги просто для того, чтобы поддержать проект, прекрасно понимая, что они не вернутся. Со словами "Вы же снимаете кино про национального героя". Я был очень приятно удивлён. Но в случае с "Дорогой к матери" это другие затраты, да и сам процесс долгий – ходить, искать, утверждать.

– Может ли получиться так, что в конце года у Акана Сатаева выйдет сразу два фильма – "Хакер" и "Дорога к матери"?

– Вполне возможно. Премьеру "Дороги к матери" мы готовим к 16 декабря, по "Хакеру" сказать сложнее. В случае с "Хакером" я тоже могу в какой-то момент встать в позу и сказать: "Всё, ребята, терпение лопнуло, давайте мы сами фильм продублируем и запустим в прокат в Казахстане и СНГ".

О сборах расскажем честно

– Ты не устал от серьёзного кино?

– Ты имеешь в виду, сделать комедию или что-то в этом роде?

– Да.

– Хотелось бы. Я, кстати, очень рад, что мои коллеги, которые сейчас делают комедии, добиваются успеха. И я чувствую, что там есть коммерческий потенциал. Мы всегда в поиске идей, сценариев, и если нам предложат хорошую идею для комедии, мы с удовольствием возьмёмся.

– К слову, нельзя не заметить, как в последние годы изменилось у зрителя отношение к казахстанскому кино. Успешных картин всё больше и при качественном продукте уже мало кто боится выходить в прокат одновременно с иностранными фильмами.

– Меня это радует, очень радует.

– А ты чувствуешь свою "ответственность" за это? Всё-таки именно "Рэкетир" стал той поворотной точкой.

– Быть частью этого процесса мне очень приятно, но я не могу сказать, что тут прям какая-то моя заслуга. Это будет неправильно, да и неправдой. Я разделяю эту "ответственность" со своими коллегами. Интересно вот ещё что: у нас сейчас сильно активизировалась Россия по "Рэкетиру 2" - практически каждый день добавляется по несколько городов. Кавказ, Татарстан, все приграничные регионы, Иркутск, Новосибирск, Омск, Чита. В Бурятию нас вообще приглашают на премьеру на правительственном уровне, первый "Рэкетир" там мегапопулярен. Как и в Монголии – ребята оттуда тоже на нас вышли с предложением. Кыргызстан, само собой.

– Нескромный вопрос: какие прогнозы делаете по сборам?

– Мне бы не хотелось об этом говорить, но результаты обязательно огласим.

– Правдиво? Потому что уже была пара случаев, когда, видимо, в силу гордости и национальных особенностей менталитета, заявлялись суммы, которые даже в теории собрать невозможно.

– Нет-нет, мы всё объявим честно. Но, конечно, хочется опять побить какой-нибудь кассовый рекорд. Мы к этому стремимся.

[GALLERY_BLOCK_2]

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров