Цены в канун праздников – тема больная для большинства казахстанцев. Чиновники пожимают плечами: мол, таковы законы рынка. В Европе же предновогодняя суета происходит под знаком фантастических скидок. Резкое снижение цен там тоже объясняют "законами рынка". Почему же эти пресловутые законы работают по-разному у них и у нас? Давайте разбираться.

Ждёшь распродаж? Значит, ты нищеброд, и твоя следующая станция – секонд-хенд. Так думают у нас.

Покупаешь со скидкой – значит, ты точно не бедный, потому что экономный. Так думают на Западе.

Два мира – два кассира: один уничтожит презрительным взглядом покупателя, ухватившегося за товар с уценкой, другой с почтением улыбнётся и протянет подарочную карту. Скидки в Европе – явление круглогодичное, цикличное и всем привычное. В каждом крупном магазине ежедневно проводятся разнообразные акции, о которых сообщают зазывающие плакаты.

Но настоящий обвал цен начинается, конечно же, перед Новым годом. Стартует вакханалия потребительства ещё в ноябре – с той самой "чёрной пятницы", которую по примеру американцев теперь устраивают во всём мире. Причём эту самую пятницу многие предприниматели умудряются растянуть на неделю, чтобы распродать весь залежавшийся неликвид.

Не успевают торговцы подсчитать выручку, а потребители – прийти в себя после ноябрьской халявы, как начинается очередная, в этот раз новогодняя волна снижения цен – и на промтовары, и на продукты. Огурцы-помидоры перед праздниками в Старом свете не дорожают, а напротив – заметно дешевеют. Торговые компании бьются за покупателей не на жизнь, а на смерть. Чтобы "сделать" конкурентов, некоторые идут на беспрецедентные шаги. Об одном таком примере мне недавно рассказал знакомый, который занимается поставкой овощей в Восточную Европу:

"Известная сеть супермаркетов закупила у нас яблоки по 1 евро за кило, а на прилавки выставила их по 60 евроцентов. Я сначала глазам не поверил, когда ценники увидел. А потом окинул взглядом торговый зал: там народу тьма, люди стоят плечом к плечу, как в трамвае. И в корзинах у них, разумеется, не только яблоки, но и много других продуктов – отнюдь не уценённых. Стратегия работает на ура: супермаркет периодически "роняет" цену на тот или иной товар ниже закупочной, и народ просто ломится к ним, попутно сметая с прилавков и всё остальное. Конкуренты в шоке и печали".

Таким же образом действуют и производители одежды. Распродажи – мощный двигатель торговли для модных брендов. Компании, снижающие цены, отнюдь не остаются внакладе: свои затраты они отбивают ещё в начале сезона с продажи трети товара по начальной цене. То есть первые 30% процентов шопоголиков, покупающих одежду из новой модной коллекции, с лихвой покрывают все расходы на закупку товара, транспортные расходы, растаможку, арендную плату и т.д. Деньги, которые приносят последующие клиенты – это уже чистая прибыль продавцов.

Но некоторые товары плохо расходятся. Именно они – первые кандидаты на распродажу. Скидки иногда достигают 90%. Купить майку за один евро или джинсы за пять в европейских моллах вполне реально – особенно в январе, который считается мёртвым сезоном для торговли. В этот период даже в люксовых бутиках цены рушатся с невероятным грохотом.

Распродажи и акции позволяют продавцам быстро избавиться от больших объёмов товара, освободить место для новых коллекций и увеличить лояльность к марке. Эту самую лояльность поддерживают также скидочными картами, подарочными купонами и накопительными кредитками, которыми потребители с удовольствием пользуются.

А что у нас? У нас ведь тоже имеются послепраздничные скидки, о чём свидетельствуют красочные плакаты в витринах магазинов. Покупатели, увидев заманчивые сообщения о "снижении до 70%", радостно устремляются к прилавкам. И видят, что скидка в 70% действительно имеется – на одинокую пару полинялых носков. Остальное снижено максимум на 5-10%.

По мнению предпринимателей, всё честно. Но у покупателя после такого шопинга остаётся странное чувство, что его развели.

Впрочем, некоторые предприниматели своих корыстных намерений почти и не скрывают. В этом можно убедиться, произведя "раскопки" на этикетке, где несколько ценников налеплены один поверх другого. Очень часто в результате такого исследования выясняется, что перед "снижением" цену на товар сначала сильно завысили. А потом чуть-чуть спустили.

Мне не раз приходилось беседовать с отечественными предпринимателями на тему ценообразования. И выслушивать лирические повествования о том, кому и сколько они должны "занести", чтобы работать без проблем. Как правило, торговцы заявляли, что их дети тоже есть хотят, и рассказывали о своей хрустальной мечте: заработать максимальное количество денег за минимальный срок и уехать в какое-нибудь райское Рио-де-Монако, где белые штаны стоят 1 евро, а манго и авокадо падают на голову бесплатно. И именно она, эта мечта, заставляет предпринимателей накручивать на китайский ширпотреб тройную цену, тем более что законом это не запрещено. Свободный рынок, знаете ли.

На Западе рынок тоже вроде свободный. Но ситуация на нём почему-то совсем иная. Что же, их торговцы сплошь бессеребренники? Отнюдь. Дай им волю, они бы тоже задрали цены до неприличия. Да только кто ж им даст? Общества по защите прав потребителей в Европе лютуют. Государственные структуры – тоже. Бизнесменов моментально и очень жёстко наказывают за необоснованное повышение цен и введение потребителей в заблуждение.

А ещё больше их наказывают сами потребители. Своим отсутствием. В магазин, где их обманули, во второй раз они просто не пойдут.

Нашим покупателям, конечно, сложнее встать в позу оскорблённых. Конкуренция на отечественном рынке не такая жёсткая, как на Западе, и податься народу вроде как некуда. Кроме как в онлайн-магазины. Надо сказать, что в последнее время наши соотечественники всё больше увлекаются интернет-шопингом. И это плохая новость для предпринимателей, которые втридорога продают в магазинах китайское барахло. С "АлиЭкспрессом" они вряд ли смогут потягаться в плане цен.

А в скором времени в онлайн-шопах можно будет купить и продукты. В России, к примеру, многие фермеры навострились продавать свежую снедь по интернету. И нашим крестьянам ничего не мешает перенять полезный опыт у соседей. Другой вопрос, есть ли что продавать отечественным сельхозпроизводителям? Но это уже тема для отдельного и очень серьёзного разговора.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter