Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
170 098
Выздоровели:
154 449
Умерли:
2 423 (19.01.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
46 866
Выздоровели:
34 656
Умерли:
542 (19.01.2021)

За медиа-фейки должны отвечать в первую очередь агашки

Обман лёг в основу обучения нынешних гуманитариев буквально со студенческой скамьи.

Принято считать, что казахстанским журналистам надо консолидироваться и объединяться, держать общую линию и являть монолит. Мол, мы вместе – сила, и читатель это оценит.

У меня, к сожалению, прямо противоположная всем этим центростремительным потугам позиция. Объединяться сразу и со всеми я не вижу смысла.

Просто мы разные.

И как раз тем и хороши.

Говорить про то, что мы непрофессиональные, ленивые и безграмотные, должны мы сами себе, друг другу – и желательно публично. Чтобы читатель, слушатель и зритель видел, что мы не покрываем друг друга как спалившиеся на взятках горе-чиновники. Чтобы было очевидно, что процессы самоочищения и самокритики в принципе нам не чужды. Что их можно запустить нам самим – своими силами. Без пинка извне, из министерства правды или из всевидящего Фейсбука. Собственная служба безопасности нам не нужна: но необходимо отделять зёрна от плевел.

Мне видится важным говорить об этом постоянно: кто наши "маяки" и кто у нас – просто фосфоресцирующие гнилушки на болотах. Этот беспощадный наш внутренний диалог куда важнее, чем популистская головомойка недорослям с "Первого канала Евразия". Эти горе-творцы – просто недоученные дети. И они же – наше будущее: не то, какое нравится и желается, а то, какое будет, хотим мы того или нет. И его, наше будущее, уже сегодня надо учиться уважать.

Позорище (на взгляд многих) с Познером – это неловкое стремление привлечь хоть как-то внимание к своему творчеству, это некое саморазоблачение напоказ, крик души. Это то самое Поколение Независимости, которое не любили, не наставляли и не учили в своё время – и в этом есть доля вины и тех, кто сегодня им грозит пальчиком и штрафом.

Да, уважаемые агашки и мэтры, это ваша персональная вина, что эти вчерашние студенты пришли именно такими устраиваться на работу к своему шефу.

Их учили врать. Они научились. Теперь это враньё продают нам. Так чего нам возмущаться?

Про враньё со старта хочу сказать отдельно. Качество обучения современных студентов я лично испытал на себе в одном нашем известном вузе для гуманитариев: я его закончил с отличием в 2016-м. Почти все те принципы, которые нам наши вузовские преподаватели вкладывали в наши головы, сама же администрация вуза легко игнорировала. Нам просто лгали: вот есть теория, которую вы обязаны знать и нам пересказать, а вот это – реальность, которая с теорией ничего общего не имеет. Я протестовал и жаловался напрямую ректору, а потом и в Астану.

Мы с коллегами вчетвером составили претензии и отправили их тем государственным органам, от которых рассчитывали получить и поддержку, и понимание. Те обращения в Министерство национальной экономики принесли два противоречивых результата.

Первый ответ из Астаны меня уверил, что я – лжец, и мои сведения не соответствуют действительности. Второй, когда я настоятельно ткнул в очевидные факты, был уже помягче: теперь уже, видишь ли, невозможно проверить изложенные факты ввиду давности.

Когда я пришёл с этим вопросом к бывшему вице-министру образования Мурату Абенову, то уважаемый ныне блогер уверил меня: "Все жалобы, все предложения, которые остаются внутри системы, - они не всегда эффективны. Всё это звенья одной цепи. Если внутри системы поступает сигнал о проблеме, и система выстроена зацикленно, то проблема не будет решаться. Проблему нужно решать с самой системой... Сегодня происходит во многом обман клиента: когда студент приходит обучаться, за его же деньги его обманывают, он не получает достаточно качественной квалификации."

Про обман клиента заговорила, заметьте, ключевая в министерстве когда-то персона, от которой всерьёз зависел процесс принятия решений. Он мне не посоветовал идти в суд: он предложил... создать гильдию преподавателей. Ещё один фейк, подумал я тогда: выпускник без авторитета среди учительской среды вдруг объявляет себя их вожаком и выразителем их чаяний. Нет. Не годится.

Про обман потребителя уважаемый г-н Абенов заговорил и в случае с фейковым сюжетом "Евразии". Но теперь уже завёл разговор и про штрафы. И это – замечательно, Мурат-аға. Это правильно. Материальная составляющая – это самая чувствительная нотка в любом разговоре о добросовестности работника.

Но давайте поймём, откуда растут ноги у фейков? Давайте тогда и вузы начнём выстраивать по ниточке. Давайте и с альма-матер выдернем выплаченные студентами деньги – за некачественное обучение, за очевидный обман потребителя. Давайте создадим хотя бы один такой прецедент. Пока не докатилось до самоподжогов и прочих жутких суицидов, которые для некоторых остаются единственным способом поиска справедливости.

Мне мои однокурсницы сегодня постоянно жалуются, что не могут устроиться на работу, потому что их уровень не соответствует требованиям рынка.

Просто сядем, цивилизованно поговорим, перечитаем те несколько десятков страниц претензий, что мы, выпускники, направили и в министерство, и в ректорат вуза – и явим стране первый случай уважения прав студента. Как там говорится? Білім – инемен құдық қазғандай? (Учение – это всё равно, что иголкой колодец выкопать?)

Давайте заставим вузы уважать своих студентов, свой источник дохода.

Давайте простимулируем ректоров признать свои ошибки. А ведь это может сделать только сильный, согласитесь?

Давайте попробуем государственные органы уговорить взглянуть на ситуацию объективно.

Давайте отучим наших тренд-сеттеров филиппкиркорить чужую интеллектуальную собственность.

И только после того, как это произойдёт, и будем драть три шкуры с выпускников. И только потом у вас, дорогие агашки и сетевая аудитория, будет моральное право требовать от выпускника соответствовать неким вашим грёзам и мечтаниям о правде, справедливости и профессионализме.