На обучение за рубежом за счёт государства я подавал документы в далёких 90-х, когда "Болашақ" (по-казахски – "Будущее") ещё не был "Болашақ"-ом. И сдавал я тогда не IELTS, а тест TOEFL. И готовился к отправке уже со школьной скамьи. Баллы оказались хорошие, язык я любил. Он отвечал взаимностью. Но потом как-то всё свернулось, и поехали в Англию более достойные, чем я.

Я утёрся и вернулся за учебники.

Потом громыхнул зарницей первый скандал: отправили, как выяснилось, не по знаниям, а по папам и лапам. Школьник, я пребывал тогда в озадаченном "невдуплении".

Как это – двоечники едут учиться? Как они будут на занятиях сидеть?

Оценка же – вот она! Баллы. Пункты. Сертификат. Знания видно.

Уехать за рубеж – просто чтобы уехать? А с чем возвращаться? Мне и тогда, и теперь это непонятно.

"Пусть поедет – там язык подтянет"? Это не работает. Говорю вам и как преподаватель, и как журналист.

Если до сих пор мотивация не отыскана студентом, то там, в чужой языковой среде, под грузом бытовухи он язык не поднимет с нуля.

Чтобы попасть на бесплатное, за счёт немецкого государства обучение в Universität Karlsruhe, я осваивал немецкий аж с 1999 года. Вдобавок к своему английскому. И после тщательной подготовки сдавал экзамен DSH при Fachhochschule Fulda. По-нашему это институт, в земле Хессен, в городе Фульда.

DSH – особый сложный экзамен именно для обучения в вузе (уровень примерно В2). Для бюргерских невест из Казахстана такой высокий уровень не нужен, для домработниц (Au-pair-Mädchen) – тем более. "Сертификат невесты" ограничивается совсем уж начальными знаниями языка.

Готовиться к DSH и сдавать было непросто. Мне рассказывали про свихнувшегося приезжего паренька: мотивация была высокая, но он физически и ментально не был готов. Наложил на себя руки.

На утренних пробежках я встречал в парке юного африканца: ни свет ни заря он громко декламировал в кустах тексты на немецком. Работал с произношением, запоминал, повторял, избавлялся от страха перед языком.

Позже, уже в Алматы я встретил такую же упёртую китаянку. Она сидела на набережной Весновки и громко читала вслух текст на русском. Очень старалась. Буквы "р" в мелодичном "птичьем" китайском языке нет, так что мне её мучений даже и не понять. И это меня ещё больше заставляет её уважать.

Но студентом Иняза в Алматы я уже не встречал ни среди своих одногруппников, ни среди своих друзей такого же рвения. Интересно, почему?

Даже если не толковать про коррупцию, думаю, сама госполитика в области действует весьма расслабляюще на болашакеров.

Только в минувшем году "по плану", в рамках, видать, сурового-сурового ужесточения чиновники подняли планку до уровня... IELTS 5.0. Значит, до 2016 года вполне наше государство устраивал, скажем, уровень 4,5. Это всего лишь Limited User (Intermediate, уровень B1): "Владение ограничено знакомыми ситуациями, частые проблемы в понимании и выражении, неспособен использовать сложный язык".

И вот теперь на сертифицированном экзамене IELTS уже надо получить "пятёрку". 5,0 баллов. Эта оценка лишь выглядит как "отлично". У IELTS шкала – девятибалльная. 5,0 – это уровень Modest User: "Частично владеет языком, общее понимание смысла в большинстве ситуаций, несмотря на множество ошибок, может поддерживать общение в знакомых ситуациях".

Знакомые ситуации – это чай-кофе заказать и дорогу спросить, билет купить и баланс пополнить. Учёба же в вузе полна неожиданностей. Знакомых ситуаций там – ноль.

Но наши ребята, отправляемые за рубеж, оказывается, вполне могут рисануться таким уровнем и отправиться в вояж. Сесть на студенческую скамью. Впитывать знания. Правда, сейчас планку планируется значительно поднять. До 5,5 баллов. Хотя уровень Competent User упрямо начинается с 6.0 – такова суровая правда жизни.

И тут возникают детские, наивные вопросы: как так – осознанно отправить за моря-окияны фактически "нефункциональных студентов"? Неготовых к восприятию хотя бы научно-популярных текстов?

Тогда читаешь объяснялку на страничке АО "Центр международных программ "Болашақ". И тут хочется плакать. Авторы, мне кажется, всё же понимают, что этот уровень – слабенький, но вот очень нужно послать. И сделать ничего не могут. Поэтому посылают. Буквально там написано следующее: "Требование к претендентам по категории "инженерно-технический работник" остаётся на прежнем уровне IELTS 5.0, что обусловлено задачами подготовки кадров данной отрасли для ускоренной технологической модернизации экономики страны в рамках Послания Президента к народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность".

Справедливости ради надо сказать, среди болашакеров всё же есть хорошие ребята. Молодцы и отличники. Настоящие отличники. Я даже знаю пару таких. С ними приятно общаться. Но их очень мало. Чудовищно мало.

Олицетворением госполитики в области образования стал для меня дважды дипломированный выпускник папиного вуза и болашакер, нынешний обитатель столичного СИЗО Куандык Бишимбаев.

На его кейсе дело не остановилось. Пришёл кризис. Тогда считать мы стали деньги. Выпускников считать. И вот теперь выясняется страшное. Выдающиеся лоботрясы, но отчаянные патриоты, набравшись знаний, возвращаются домой и поражают соотечественников своей глубиной и начитанностью. Президент АО Жанболат Мелдешов в адрес провалившихся двоечников высказывается хоть и эмоционально, но весьма однозначно: "Бараны".

Раньше писали, что число болашаковцев, лишённых госстипендий, растёт. Потом сказали, что светочи наук задолжали бюджету почти 2 млрд. Теперь – уж совсем разоткровенничались: за неуспеваемость отчислено 362 человека, израсходовано из бюджета без малого 5 млрд тенге. Да, горе-стипендиатов уже и судят, и взыскивают с них миллионы за миллионами.

А что, ребята, вы ждали от своих "засланцев" другого результата? Почему вы не вытащите на свет божий легендарного своего соратника-коллегу, что так низко опустил языковой порог для кандидатов? Давайте ему тоже обидную дефиницию из фауны подберём?

Ну не будете же вы судить своего человечка за такую маленькую оплошность, сделанную из самых лучших, естественно, побуждений? Так ведь и ЕНПФ можно за ушко вытянуть на солнышко за огрехи! И банкиров – за их досадные, но столь многомиллиардные промахи!

Но это я отвлёкся. Размечтался.

Вернёмся же к нашим баранам.

Нынешней весной, в 2017 году, когда Казахстан только-только пригрозил замахнуться на планку в 5,5 баллов по IELTS, я подал документы на стипендию от Deutsche Welle Akademie. И сравнил требования – наши и немцев – к обучающимся.

Вредные ребята из Бонна за двухлетнюю стипендию (750 €) хотят от меня английского языка на уровне как минимум 6,5 баллов по IELTS

Плюс ещё и немецкий ожидается – на уровне как минимум B2 (Goethe-Zertifikat).

Плюс опыт работы в СМИ.

Плюс свежий диплом (не старше трёх лет). Плюс, конечно же, масса других условий. Но эти мне видятся ключевыми. Кстати, им я соответствую, вот только с рекомендательным письмом для немцев от моего ректора Иняза вышла забавная заминка.

"Болашақ", напомню, даёт $2200 на учёбу в Лондоне и $2000 в США.

...Впрочем, было бы по чесноку задать столь же наивные вопросы и ректорам наших языковых вузов. А могут ли наши местные учительские кадры подготовить потенциальных болашакеров на достойном уровне? Могут ли преподаватели поднатужиться и самостоятельно написать слово "English" без ошибки – ну, хотя бы со второй попытки?..

И это уже совсем, совсем другая история.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter