В психологии есть такое понятие: если родитель находится в долгой депрессии, либо допускает, пусть даже не проговаривая вслух, мысли о суициде - ребёнок может это реализовать. Я разговаривала с родителями, чьи дети пытались покончить жизнь самоубийством. И во многих случаях они подтверждали эту теорию. Есть другой пример. Если у женщины, к примеру, была попытка аборта, это остаётся в памяти ещё нерождённого ребёнка. Такие дети в подростковом возрасте могут быть подвержены депрессиям, нервным срывам. Склонность к суициду передаётся детям не только от мамы, но и от папы.

Даже зависимость, будь то наркотическая или алкогольная, наследуется от родителей. Это своего рода психологическая патология. Поэтому и педагоги, и психологи твердят, что детей воспитывать не нужно, надо самим вести себя правильно.

Завышенные требования к детям тоже могут привести к суицидальным мыслям. В моей практике был случай, когда девочка постоянно впадала в депрессию. Оказывается, папа ей говорил, что если она его дочь, то должна соответствовать этому статусу. В итоге девочка не смогла поступить в вуз.

Большая нагрузка на детей в школе, дополнительные олимпиады, к которым их готовят, тоже приводят к стрессам. Я знаю детей, которые с 8 утра до 8 вечера загружены различными кружками, тренировками. Но рано или поздно у них пропадёт интерес ко всему. В худшем случае - и к жизни.

Что же касается суицидов, связанных с ЕНТ, то здесь причина в том, что наше общество делится на два класса: те, которые живут хорошо, и те, кто живут очень богато. Дети, родители которых живут на кредитах, ипотеках и боятся потерять работу, постоянно испытывают стресс. Они переносят трудности жизни болезненнее, чем другие сверстники. И если их результаты ЕНТ оказываются хуже, чем они ожидали, им кажется, что жизнь теряет смысл. Отсюда вытекает вопрос. Почему бы не открыть бесплатные профтехучилища для тех, кто не смог сдать ЕНТ или кому нечем платить за учёбу?

К примеру, в наше время было бесплатное обучение в профтехучилищах, трёхразовое питание да ещё и стипендия. После этого мы могли поступать на заочное обучение. Сейчас же дети думают, что если после школы никуда не поступят, то и на работу не устроятся, образование не получат. Одним словом, останутся нигде. Вот этот страх, шоковое состояние и влияет на рост числа суицидов. Дети часто думают, что нужно жить либо хорошо, либо никак. И это навязано им искусственно нашим обществом.

Нужно проводить активную и правильную психологическую работу с детьми, которые готовятся сдавать ЕНТ. И наверняка, в школах такая работа ведётся. Однако, несмотря на это, тема детских суицидов так и не перестала быть актуальной. Нужно бить в колокола, искать решение проблемы.

В Казахстане пора создавать бесплатный кризисный центр психологической помощи. Там должны сидеть профессиональные специалисты, у которых можно будет бесплатно получить психологическую консультацию, помощь. Сейчас у нас такого центра нет. Есть лишь психологические кабинеты в поликлиниках и при психоневрологическом центре. В остальных случаях это частные психологические кабинеты, где консультации очень дорогие. Не каждый взрослый может позволить себе оплатить такого специалиста. Что уж говорить о молодых людях.

Пока создание кризисного центра остаётся на уровне предложения. Неудивительно, ведь там нужны большие финансовые вложения, специалистам нужно платить зарплату. Но если подумать, то те же деньги мы платим психологам в школах и вузах. А ведь их работа зачастую неэффективна. Почему? Да потому что дети воспринимают их как преподавателей. И о какой анонимности там может идти речь? Вот если в Казахстане будет открыт кризисный центр, можно будет перевести детских психологов туда. Я уверена, это будет первым шагом к снижению числа суицидов среди детей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter