В первый год жизни в психике закладывается её основа – это "хотеть". Почему хотение – основа? Потому что мы живём и действуем именно от того, что чего-то хотим.

У взрослых людей бывают реальные проблемы с пониманием того, чего они хотят. Люди ошибаются и выбирают не те профессии, не с теми заключают брак, начинают что-то делать и потом оказывается, что это совсем не то, что они хотели, и так далее. Но как бы это банально ни звучало, основа способности делать правильный выбор закладывается в процессе кормления.

Если мама реагирует на голод по потребности ребёнка, умеет почувствовать его, если процесс доставляет ребенку удовольствие, и он радостно и удовлетворённо заканчивает сосание, то я поздравляю вас обоих. Легко, вовремя и естественно закладывается на всю жизнь умение хотеть, вера в достижимость и способность получать желаемое с удовольствием. Потом формирование этого умения складывается труднее или намного труднее. В психике важна своевременность. Но и отчаиваться не надо, если не всё так было радужно: человек гибок и добирает неполученное в дальнейшем, просто сложнее.

Среди клиентов, кому нужно погрузиться заново в эту стадию и откорректировать ее, звучат такие запросы: "Я не знаю чего хочу, я запутался", "Я думаю, это невозможно", "Я толстею и не могу это остановить", "Я не достоин". Все виды зависимостей – наркомания, алкоголизм, пищевая и игровая – являются корнем в этой стадии человеческого онтогенеза. Выход из такого рода комплексов длительный у взрослого человека и может занять несколько лет. И заключается он в том, что человек заново учится хотеть, радоваться жизни, получать удовольствие не только от еды, но и от множества жизненных процессов: дышать, двигаться, играть, общаться, творить и далее бесконечно много.

Когда ребёнку больше двух лет, то психическая энергия смещается со рта, он перестает всё туда тянуть, рот перестаёт быть основой познания и восприятия этого мира. Восприятие перемещается в ладошки малыша, он учится действовать. И здесь важно, чтобы ребенок ел сам. Нет, не в день рождения, конечно, – подготовка идёт поэтапно: с года можно вкладывать ложку в руку ребёнка и кормить его так, помогая ему развить моторику, попадать в рот. И к двум у него уже будет опыт, на который можно опереться и есть самостоятельно. А зачем? Легче же напихать быстро ребёнку в рот, отвлекая мультиками. Но давайте честно посмотрим, что вы делаете с психикой, которая сейчас программируется действиями, связанными с питанием.

С двух лет ребёнок учится самостоятельности, он учится действовать сам, осознанно. В предыдущий период он уже научился распознавать голод и сытость. Если сейчас вы его будете кормить без аппетита или не кормить, когда он голоден, то это будет значительно травмировать его психику. Нетравматично только так: хотеть кушать и есть или не хотеть кушать и не есть. Если ребёнок, с вашей точки зрения, плохо ест, обратитесь к врачу. Если вы не найдёте медицинских причин – обращайтесь к психологу. Волшебная фраза "хочу и делаю" растёт из "хочу и ем" – основа счастливых и успешных людей, залог успеха того, кто хочет достигать целей. Не путайте с перееданием и упрямством, потому что в здоровом питании есть состояние достаточности и способность отказаться от той еды, которая не нравится. А значит, в психике формируется важный конструкт меры и границ.

С 2 до 6 лет необходимо, чтобы ребенок закрепил внутренний контакт с собой и получал удовольствие от процессов: хочу играть – играю, хочу спать – сплю, хочу рисовать – рисую.

И тут многие родители испугались и завозмущались: "Как это "хочу"? А где надо?! Как он в школу пойдёт? А как же порядок, как обязанности по уборке игрушек и чистке зубов?". Всё достаточно просто: всё, что "надо", преподносите как игру и удовольствие. Но мы, взрослые, в своём большинстве, только и делаем то, что "НАДО", и не знаем или не обращаем внимания на то, чего хотим. В невротичном обществе это норма, я не удивляюсь. Мы гордимся этим "надо", страдаем, выказываем образцовое поведение. Но счастье ведь не в том, чтобы делать через "не хочу", а в том, чтобы позволять быть в нашей жизни и тому, чего хочу, и тому, что надо.

Дети-дошкольники должны делать всё с желанием, в игре, получая удовольствие от процесса. А в 7 лет, когда активно начинают рост лобные доли мозга, появляется постепенно, а не сразу, процесс "надо". И здесь важно, чтобы оно было не насильственным с внешней стороны: "Ешь морковку, это полезно", "ешь, я сказала, а то гулять не пойдёшь", – а исходило из внутреннего понимания. Я сейчас ем, потому что голоден и ХОЧУ, а выбираю мёд с изюмом вместо шоколадки, потому что полезнее.

Взрослый может выбрать бездрожжевой хлеб вместо батона белого… И, видимо, единицы, у кого это так после семи лет, хотя такой уровень осознанности возможен и естественен, если две предыдущие стадии пройдены успешно. То есть это уже способность выбирать лучшее и полезное из доступной еды. А дальше это распространяется на другие сложные человеческие жизненные задачи. Хочу узнавать новое, а некоторые уроки делать просто надо. Хочу играть в активные игры, а на физкультуре надо сдать зачёт по бегу, хочу играть с друзьями, а после этого надо сделать уборку, и так далее. Начните с еды, и вы увидите, как многое это изменит в лучшую сторону.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter