Правительство в Казахстане – это не только технический орган, который исполняет поручения главы государства. Каждый премьер помимо президентской программы исполняет и свою.

Всем известно, что, например, Терещенко – это человек, который вместе с Нурсултаном Назарбаевым выстраивал институциональную конструкцию государства. Касым-Жомарт Токаев, будучи премьером, отвечал за инвестиции, которые были триггером взрывного экономического роста. Карим Масимов, занимавший премьерский пост дважды, занимался реформой государственного управления, а потом технологиями и долгосрочным планированием.

Правительство Мамина в этом отношении – антикризисное, он был нужен, чтобы наводить порядок, выстраивать дисциплину, особенно в такой важный промежуток времени как транзит президентской власти.

Я уверен, что угроза президента в отношении кабинета министров была не риторическим приёмом, а реальной "вилкой" для кабинета Мамина. В случае, если бы Правительство не мобилизовалось бы в короткий срок и не выполнило то, чего от него ждал Токаев, то сейчас мы жили с новой политической повесткой – за полгода до выборов, которые принесли бы ещё дополнительные перемены.

Однако Аскар Мамин учёл критику главы государства. Важно понимать, что ему пришлось действовать в старых условиях, потому что начатая президентом реформа госуправления будет готова далеко не сразу, а изменения нужны прямо сейчас. Часто люди оказываются заложниками условий, они ограничены законами, нормами, устоявшимися практиками. Очевидно, что это произошло и с Правительством, а угрозы президента были не только способом мобилизовать подчинённых, но и карт-бланшем на преодоление трудностей. Итак, что же было сделано с момента расширенного заседания?

Итоги первой волны коронавируса

Лето было тяжёлым. Сейчас, когда первую волну заболеваемости удалось сбить, а информационное поле успокоилось, даже возникает диссонанс с тем, что было. Тысячи людей болели, сотни умерли – ни одна система здравоохранения в мире не оказалась готовой к столь масштабным вызовам. Именно поэтому понадобились карантины, потому что всем было очевидно, что нельзя рисковать жизнями граждан. Проценты ВВП вернутся обратно, а людей мы уже не вернём.

Чего добилось Правительство благодаря экстренным мерам?

  • По сравнению с началом июля ежесуточный прирост заражения снижен с 3,2 до 0,1%.
  • Увеличено количество выздоровевших до 92%.
  • Загруженность стационаров составляет 17%.
  • Сегодня имеется 33 тысячи койко-мест, за счёт перепрофилирования больниц коечную мощность возможно расширить до 50 тысяч.
  • Созданы 404 сall-центра.
  • Количество мобильных бригад увеличилось в 7,6 раза и составляет 3640 единиц (из них 1700 – на селе).
  • Вызовы скорой помощи по вопросам коронавирусной инфекции снижены до 78%.
  • Для обеспечения доступности медицинской помощи на селе приобретается 100 передвижных автомашин, 53 рентген-аппарата, 2700 ИВЛ (есть в наличии порядка двух тысяч), до ноября будет поставлено 807 автомашин скорой помощи.

Важный шаг в борьбе с коронавирусной инфекцией состоит в том, что нужно проводить много тестов и выявлять больных, а потом их вовремя изолировать, пока они не распространили болезнь на родственников, друзей и коллег. К возможной второй волне мощность лабораторий ПЦР-тестирования увеличена до 43 тысяч в сутки, а при необходимости будут делать и 60 тысяч тестов. То же самое и с защитными средствами, и с лекарствами.

Всего в стационарах сейчас есть 91 наименование лекарств для лечения коронавируса. На сегодня формируется двухмесячный неснижаемый запас на 8,2 млрд тенге. Во всех регионах созданы стабилизационные фонды для обеспечения лекарств объёмом порядка 12 млрд тенге. В больницах появляется больше кислородных станций, чтобы вытягивать самых тяжёлых больных.

Что делать с экономикой?

Экономический кризис – естественное следствие карантина. Государство было вынуждено останавливать предприятия, особенно сферу услуг, потому что там были потенциальные очаги распространения вируса. Теперь стоит вопрос о том, как восстанавливать экономику. Правительство ещё с весны предпринимает ряд мер, которые после Послания президента получили расширение и по охвату, и по доступному финансированию.

На обеспечение стабильности на рынке труда выделен 1 трлн тенге по новой программе "Дорожная карта занятости". Программа направлена на снижение количества аварийных и трёхсменных школ, газификацию, строительство качественных местных дорог, модернизацию инженерно-коммуникационной инфраструктуры, а также обеспечение чистой питьевой водой. Это позволило создать более 255 тысяч новых рабочих мест.


Читайте также: Аскар Мамин дал кабмину два дня на предложения по реализации Послания президента


По программам "Дорожная карта бизнеса" и "Экономика простых вещей" значительно расширен охват отраслей. Объём кредитования увеличен на 1 трлн тенге. Это дополнительные 400 млрд тенге по программе "Экономика простых вещей" и новые 600 млрд тенге в рамках программы льготного кредитования Национального банка под 8% годовых. В ДКБ-2025 включено новое направление – микрокредитование малого и микро-бизнеса. Финансирование доступно по ставке не более 6% за счёт субсидирования по ДКБ.

Благодаря Посланию дополнительно будет расширен объём кредитования на 200 млрд тенге по программе льготного кредитования Национального банка, а по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики будет обеспечено государственное субсидирование процентных ставок до 6% годовых.

Также Правительство обеспечило как возможность отсрочки по действующим кредитам (она сейчас действует до 1 октября 2020 года), так и возможность не платить многие виды налогов, в том числе на фонд оплаты труда. Во время ЧП 12 455 субъектов МСБ получили отсрочку на сумму 164,8 млрд тенге. В период с 16 июня по 1 сентября 2020 года одобрена отсрочка по 3,3 тысячи займам на сумму более 25 млрд тенге, 669 заёмщикам предоставлено рефинансирование кредитов.

Кроме того, для простых граждан введена налоговая амнистия до конца года. При уплате основной суммы налога пеня и штраф списываются. А предприятиям обрабатывающего сектора предоставили перенос со II и III кварталов 2020 года на 2021 год 33% сумм авансовых платежей по КПН, а также увеличен размер упрощённого возврата НДС с 70 до 80%.

Задел на будущее

В Послании президент в очередной раз акцентировал внимание на том, что нам необходимо ускоренными темпами диверсифицировать экономику. Очевидно, что нефтяная эпоха подошла к концу, и падение цен на энергоносители, связанное с глобальным падением спроса, привело к тому, что Казахстан недополучил значительную часть доходов в валюте.

Уже сейчас мы видим, что у страны есть альтернатива нефти – это обрабатывающая промышленность. Этот сектор экономики растёт последние 10 лет и потенциально может продолжать очень долго развиваться и увеличиваться. Доля налогов от обрабатывающей промышленности за I квартал 2020 года составила 18% от общего объёма, при показателе аналогичного периода прошлого года – 13,8%. Даже в этом сложном году в первом квартале обработка выросла на 20% по сравнению с прошлым годом, и это демонстрирует тот факт, что промышленность в ближайшем будущем будет кормить страну.


Читайте также: Айкын Конуров: Считать, что после локдауна экономика сама вернётся в прежнее состояние, – ошибочно


При этом важно отметить, что по итогам 2019 года обработка выплатила в бюджет 1,477 млрд тенге. Это в 3,3 раза больше по сравнению с 2009 годом (450 млрд тг). Практически 50% от этой суммы обеспечено предприятиями Карты индустриализации (718 млрд тенге). То есть налоговые начисления обрабатывающей промышленности – один из основных источников значительных стабильных поступлений в бюджет за последние 10 лет.

Правительство Мамина при этом акцентированно поддерживает обрабатывающую промышленность. Это один из столпов его политики, потому что очевидно, что этот сектор экономики сам по себе антикризисный и может выступать одним из главных кормильцев страны.

Очевидно, что в промежутке между президентской кампанией и парламентскими выборами стране нужен был крепкий менеджер, который смог бы поддерживать порядок и готовить почву для будущих больших структурных реформ, потому что они не делаются с колёс. Пока рано подводить итоги работе кабинета Мамина. Очевидно, что ему попался один из самых сложных периодов в развитии нашего государства, но в короткое время ему удалось мобилизовать государственный аппарат и переломить ситуацию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter