Сказ о потерянном "Онае", или Как вернуть свои деньги, даже если "Не положено"

Фото Никиты Спивака
Фото Никиты Спивака

Вы потеряли карту "Онай". На ней остались деньги. Вам говорят, что сделать ничего нельзя, и умывают руки. Но, как известно, если очень хочется, то можно.

Недавно меня угораздило потерять транспортную карточку "Онай". Буквально на ровном месте. Сел вечером в практически пустой троллейбус, оплатил, как обычно, проезд, сунул карточку в карман, проехал пару остановок, и в это время нас догнал другой практически пустой троллейбус – того же маршрута. Водители поговорили между собой, после чего попросили всех пассажиров переместиться из одного транспортного средства в другое – с очевидной целью наилучшей оптимизации пассажиропотока и скорого вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира. Вопрос, почему, несмотря на систему мониторинга движения транспорта (в том числе и для простых смертных – через citybus.kz), на линии впритык друг к другу оказываются два троллейбуса одного маршрута, оставим в стороне.

Где-то на этом судьбоносном переходе карточка и улизнула в неизвестном направлении. Последовавшие поиски и детальный осмотр места происшествия ни к чему не привели.

Что делает нормальный человек, когда теряет карточку, обременённую его честно заработанными деньгами, например, банковскую? Звонит в выпустившую организацию – дабы сообщить об утере, заблокировать и узнать, что, собственно, дальше делать? Повинуясь голосу разума, я позвонил в "Транспортный холдинг Алматы", осчастлививший нас в прошлом году "Онаем", и поведал девушке-оператору свою печальную повесть. Видимо, я был у девушки не первым. Ничуть не проникшись моим горем (горе на самом деле больше заключалось в утере чехла под карту с символикой Pink Floyd, но это частность, к делу не имеющая отношения), девушка сообщила заученную информацию о том, что согласно-де публичному договору, который я, сам того не подозревая, заключил автоматом, утерянная карта не восстанавливается, а деньги, имевшиеся на ней, не возвращаются. А если мне всё это кажется абсурдом – нелогичным и неправильным, то я могу приехать в офис "Транспортного холдинга" и там уж отвести душу по полной программе.

А мне это действительно показалось абсурдом. Шут с ней, с карточкой, но почему я не могу получить доступ к своим деньгам, перевести их на новую карту, и для чего тогда нужен личный кабинет на сайте onay.kz, для регистрации в котором я помимо адреса электронной почты и номера телефона предоставлял такие данные, как ИИН и дату рождения? Сейчас, кстати, два последних пункта при регистрации убрали.

Следующая точка – "Транспортный холдинг" по адресу: улица Рыскулбекова, 33/1. Пока я искал подходящий пункт из списка в автомате электронной очереди, подоспела женщина с традиционным для подобных заведений вопросом: "Вы по какому вопросу?" Очевидно, у неё я тоже был не первым.

– Единая или льготная карта? Единая? Нет, согласно публичному договору…

– А можно увидеть, наконец, этот договор?

Распечатанный договор нашёлся на информационном стенде. Правда, при попытке сфотографировать необходимый пункт – несмотря на всю публичность соглашения – возникла заминка.

– Нельзя.

– Почему? Договор ведь публичный.

Когнитивный диссонанс частично подействовал, и женщина отправилась "спрашивать у начальства". Так я узнал, где сидит начальство. Договор, к слову, лежит здесь. Ищите пункт 4.4: "В случае утери единая транспортная карта не восстанавливается, и остаток денег на ней возврату не подлежит". То есть мало того, что в прошлом году "Онай" был искусственно и безальтернативно навязан всем алматинцам и приезжим, так они ещё, "подписав" публичный договор, лишились прав на свои же собственные деньги на этой карте. В летнем воздухе "онаевского" офиса запахло материалом. Тем более, в шутку прозванный друзьями "бренд-амбассадором "Оная", благодаря трём колонкам на informburo.kz (первая, вторая, третья), я как-то запустил эту тему.

– А могу я поговорить с вашим начальством?

– Зачем?

– Хочу получить ответы на несколько вопросов.

– Нельзя.

– А вы спросите, вдруг там захотят поговорить.

"Там" оказались более клиентоориентированными и захотели. У начальника отдела контактного центра Натальи Османовой множество грамот и благодарностей, и не зря – разговор получился занятным и полезным.

Резюмируя мои вопросы:

– Почему нельзя деньги с утерянной карты перевести на новую?

– Если добавление карты в профиль личного кабинета не является доказательством её собственности, зачем я предоставлял "Транспортному холдингу" свой ИИН и дату рождения?

– Какова судьба денег, находящихся на утерянных картах?

Резюмируя ответы госпожи Османовой:

– Потому что на данный момент личный кабинет является только средством отслеживания поездок и расходования средств на карте, но не доказательством принадлежности карты (более того, сейчас вы можете завести в свой личный кабинет абсолютно любую карту абсолютно любого человека – никакого подтверждения, например, через смс, не требуется. – Авт.).

– С ноября этого года карты – на добровольной основе – начнут по-настоящему привязывать к владельцу, и тогда станут возможны блокировка, перевод средств и другие полезные функции.

– Деньги на утерянных картах "повисают в воздухе". "Транспортному холдингу" они не достаются.

В ходе дальнейшей дискуссии был найден компромисс: "Если вы сумеете доказать принадлежность утерянной карты, мы рассмотрим ситуацию и переведём деньги на новую". Остальное было уже делом принципа. При помощи ближайшего копировального центра в качестве доказательств были представлены скриншот личного кабинета "Онай" с номером карты, скриншот личного кабинета интернет-банкинга, а также скриншоты всех банковских переводов на карту "Онай" с начала года. Венчало этот "пакет документов" заявление с просьбой вытащить деньги "из сумрака" и вернуть их законному владельцу.

И надо же – подействовало. Сначала утерянную карту заблокировали, а через неделю перевели все имевшиеся средства на карту новую. А ту, старую, всё равно жалко – она ведь была практически раритетной, из первого выпуска.

Читайте также